МОСТ, КОТОРЫЙ "РУССКИЕ ТАК И НЕ СМОГЛИ СВЕСТИ"


Авенир Овсянов / Калининград, Россия


Да, именно так о нем говорят туристы и гости нашего города. Среди вопросов о "подземном Калининграде" и Янтарной комнате обязательно фигурирует и этот: "Покажите нам мост, который немцы, уходя, развели, а русские никак до сих пор свести не могут".

Такой мост действительно есть. Он перекрывает два рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское.

А история его такова. В 1928 году, еще во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. На их строительстве постоянно работали до 30000 человек, а к началу второй мировой войны их число удвоилось. С начала 30-х годов XX века силами и средствами организации Тодта строилась скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг. Одновременно в створе ее возводился и так называемый Пальмбургский (по названию рядом расположенного поселка Пальмбург, ныне Прибрежное) мост. В нашем обиходе он получил название Берлинский. Строительство его было закончено в 1935 году. Он никогда не был разводным.

Главная конструктивная особенность моста заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки - русловые пролеты. Подобная конструкция моста позволяла в критический момент "экономно" вывести его из строя путем подрыва опор.

Кстати, еще во время строительства мост был подготовлен к взрыву, так как в его опорах были предусмотрены минные камеры, рассчитанные на необходимое количество взрывчатого вещества.

Мост был взорван в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Красной армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению.

Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Именно здесь наши войска перешли к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. Учитывая исключительную важность этого транспортного участка, сразу же после прорыва линии фортов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше (между рукавами реки) - проложена бревенчатая гать.

Пальмбургский мост в течение десятилетий использовался киностудиями страны в качестве статиста при создании военных кинолент, а поднятые русловые консоли его поддерживали народную молву о прошлом "разведении" и нынешней "несводимости".

В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена, а полная достройка моста - нынешняя насущная задача.


Фото Д. Вышемирского, 2003