Фото авторов, 2005

АЦЕФАЛ. ОПТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ


Дмитрий Булатов / Калининград, Россия

Павел Савельев / Калининград, Россия


Сегодня состояние урбанизированного тела более всего напоминает вариант комы, в ко-торой активность этого тела стимулируется многочисленными внешними источниками. Подобная метаморфоза вполне может быть результатом перехода от активной жизнедея-тельности к статичной экранной интерактивности, столь свойственной современному че-ловеку в современном городе. Расщепление физиологии "горожанина-терминала" также сопровождается трансформацией его образа, являя нам катастрофическую фигуру челове-ка с измененной архитектурой тела.

Этот образ предстает персонажем возможного опыта мысли, а его голова - продуктом мозговой аберрации, своего рода "избытком внутренней энергии, который приводит к чрезмерному развитию каких-либо органов" (Декарт). Мы становимся свидетелями появ-ления биологической метастазы, некоего вместилища декартовской "мозговой железы" - органа, соединяющего душу и тело. Это как раз и есть то самое место, где устанавливается область неразрешимости проблемы идентификации (загадки), которая иным образом не может быть решена. И вот выдумывается особый анатомический орган, который, собст-венно, не является органом, но некой возможностью органа быть. И этот новый орган яв-ляется оптической моделью, отвечающей всем условиям внешнего наблюдения. Странно-го вида искусственная сфера-голова формируется и разрастается с одной единственной целью - чтобы установить тип не биологической, культурной или исторической, но чисто оптической зависимости от окружающего мира.

Идею дыры, венчающей человеческое тело, - идею де-идеализации, де-рационализации, дисбаланса - автор пытается воплотить в образе современного ацефала, живущего в горо-де, наполненном мощными энергетическими потоками истории и культуры. Но эти пото-ки нельзя ухватить, память и зрение так же невозможны, как невозможно даже прибли-зиться и рассмотреть нечто, ибо само приближение означает редкую по силе трансформа-цию образа, к которому приближается ацефал. Пребывая в культурной и исторической дезориентации, человек в буквальном и переносном смысле теряет голову.