ВОДОПАД "БОЛТ ГЕРАКЛА"

(очерк ненормативного расследования)


Александр Попадин / Калининград, Россия


В нашем городе не так много водопадов, чтобы обойти их вниманием. Космонавтов у нас больше, чем водопадов. Городских ворот у нас также больше. Пальцев у меня на руке - тоже больше. Потому что публичных водопадов у нас два.

Первый - в зоопарке: между морским котиком и семейством козлоногих (носорог с надписью на спине чуть выше). Как сказали бы в каком-нибудь военном ведомстве, "водопад одноступенчатый моноструйный без разделения полотна воды посторонними предметами". Тем не менее, эффект медитативного завораживания у него замечательный. Я один раз наблюдал человека, который в здравом уме сорок минут смотрел на моноструйный бег, забыв о времени. (Это был я).

Второй водопад - в месте столь неочевидном, сколь и трудно находимом. Адреса у него нет, есть лишь ориентиры. Итак, в том месте, где озеро возле стадиона "Пионер" протекает под проспектом Мира и становится дальше ручьём "Школьным", в месте перехода озера в ручей немецкая инженерно-эстетическая мысль соорудила водопад с барельефом. И если водопад ещё можно разглядеть с тротуара, когда идёшь от старого кладбища в сторону парка, то вот барельеф профессора Кёнигсбергской академии искусств Германа Брахерта…

Чтобы барельеф увидеть, надобно спуститься с водопадной смотровой площадки вниз по лестнице, подойти к кромке воды и оглянуться назад. На фасаде гидротехнического сооружения, которое венчает смотровая площадка, а снизу из которой торчат специальные трубы, - на плоскости этой стены есть изображение, из данной точки видное лишь частично. На нём обнажённый Геракл стоит спиной к зрителям, а через левую руку перекинута шкура - надо понимать, убитого льва. Диспозиция фигуры и её обращённость к зрителю не самой сильной геракловой частью заставляет задаться вопросами, на которые нет очевидного ответа. Почему Геракл запрятан так, что его, не зная заранее, практически невозможно обнаружить? Почему - именно спиной к зрителю? Чем герой держится за плоскость?

На эти очевидные вопросы можно дать только один очевидный ответ. Только руками-ногами он так удержаться не смог бы, значит, есть ещё одна точка опоры. Самая главная. Помня о тринадцатом подвиге Геракла, когда он за одну ночь осчастливил 100 девственниц, по здравому размышлению была разгадана кёнигсбергская гераклова тайна. Геракл держится своим геракловым болтом. А так как это всё-таки герой, а не простой человек вроде нас с вами, то и достоинства у него труднопредставимые.

Исходя из этих соображений, была обследована противоположная сторона гидротехнического сооружения, та, куда Геракл на барельефе обращался фронтом. И точно, на берегу озера обнаружился столбик, несущий в инженерной конструкции крепления героя функцию шпильки. Неровные бетонные края столбика явно указывали на его немецкое происхождение, а сердцевина из металла и была искомой шпилькой.

…Любопытны чудеса твои, о город мой! Как много хранишь ты тайн и непонятностей, подвигающих воображение на дорисовку картин, чьи края оборваны или сожжены ходом Истории. В факте есть сила знания, в воображении - сила витальности. И когда мы останавливаемся пред немотой прошлого, мы часто начинаем говорить вместо (или за) него. Мне могут возразить, что все эти соображения про Геракла неочевидны и надуманны. Мне могут возразить, что всё было не так и всё есть не так. Мне могут возразить. Но пока ещё никто не возразил.


Фото Г. Сафонова, 2005

Примечание И. Чечота к статье А. Попадина


Рельеф с изображением Геркулеса является украшением шлюза на озере Хаммертейх. Однако его автор - не известный ныне благодаря появлению музея в Отрадном Г. Брахерт, а профессорСтанислав Кауер (1867 - 1943)(см. каталог скульптур Кёнигсберга Г.М.Мюльпфордта, Вюрцбург 1970). Этот рельеф сделан из ракушечника в 1912-13 годах. Работа С.Кауера публиковалась в столичном журнале "Кунствельт" в 1913 г. Кауер был автором памятника Ф.Шиллеру, который известен каждому калининградцу и гостю города. Этот скульптор - отпрыск большой семьи немецких скульпторов в Риме, где он вырос и сформировался. С 1907 г. Кауер жил в Кёнигсберге и был очень любим горожанами благодаря своему доброму нраву и эффектной внешности - долговязый бородатый муж в мягкой черной шляпе. На горе Вахтбуденберг в поселке Гросскурен (Приморье) находился, а быть может, стоит и по сей день домик Кауера с великолепным видом на балтийские откосы; там в последние годы его посещали многочисленные друзья и поклонники. Ему принадлежат такие сохранившиеся в городе вещи, как фонтан с путти (1908), стоящий около больницы на ул. Вагнера, уже упомянутый Шиллер (1910), моделью для которого послужил один портовый рабочий, мраморная сидящая женская фигура "После купания" (1905 - 1906), находящаяся до недавнего времени рядом с домом художника. В Петербурге красивый рельеф С.Кауера располагается в холле гостиницы "Европейская".