Фото автора, 2000-2005

ХАНУКА


Евгений Уманский / Калининград, Россия


"Ханука" (освящение) - ежегодный еврейский праздник.


Праздник. Иерусалим, Иудея, 138 год до н.э.

После длительной борьбы с греко-сирийскими войсками Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Храм стоял в запустении, грязи и скверне и был заново освящен.

Священники должны были зажечь огни меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же, было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

Акция. Калининград, Россия, 2000 год н.э.

В канун очередной Хануки на стенах домов, расположенных вдоль основных магистралей Калиниграда, появилось множество граффити, выполненных разным художественным способом: от традиционного граффитистского использования спрея до флейцевой росписи. По всему городу расползлись разноцветные, разноформатные, разностилевые по исполнению и письму надписи, текст которых состоял только из одного слова "Ханука" и нарисованной звезды Давида. По-сути, хулиганская акция, проведенная то ли ортодоксальными иудеями (откуда бы им взяться? В пятисоттысячном Калининграде количество членов общины не достигает и двух тысяч человек), то ли молодыми эрэнешниками, - в любом случае это действие носило провокационный характер.

Испорчено большое количество фасадов, ремонт которых требует немалых средств, естественно отсутствующих у города. Кто виноват? На бытовом уровне, конечно же, евреи; если это не они написали, то все равно про них. Дальше больше, денег на косметику нет, а они у лиц той же национальности и т.д. Бьют, как давно известно, не по паспорту, а по морде. Кстати, любому человеку, приехавшему в Калининград, эти "Хануки" - как визитные карточки, как документ, удостоверяющий лицо города, опять же определенной национальной принадлежности.

Проект. В развитии.

Идея проекта заключается в исследовании рефлексий населения на вышеописанную калининградскую историю и связанную с ней проблемой. В социально-политически активном Калининграде давно замечено, что горожане выражают свои эмоции по поводу различных событий в виде настенных текстовых граффити. В связи с этим автора заинтересовала художественная дальнейшая судьба надписей "Ханука. В течение нескольких лет автор проводит последовательное документирование происходящих с надписями изменений, фиксирует их закрашивание под цветовую гамму фасадов, откровенное замазывание и более радикальные трансформации.