ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ


Номинационный проект Юрия Васильева

Калининград, Россия

Областная профессиональная премия "Признание - 1999" за достижения в области литературы, музыкального, театрального и изобразительного творчества


Евгений Уманский / Калининград, Россия


Признание… История искусства нашпигована хорошо всем известными великими и малыми признаниями и непризнаниями, со всеми вытекающими эмоциональными человеческими проявлениями. Относительность этого понятия настолько очевидна, что не вызывает сомнения в субъективности любого рода признания. Каковы оценочные критерии? Кем и в каких морально-этических условиях принимается вердикт? Даже в такой широко используемой безукоризненной форме, как всенародная популярность, усматривается некорректность репрезентированности масс-медиа-героя. Важность профессиональных узко цеховых премий заключается именно в качественной тенденциозности и декларировании форм и имиджей социальной ориентированности.

Одним из значительных социо-культурных аспектов признания является его функциональность. В первую очередь стоит упомянуть о гонораре или премиальных, если речь идет об официальных номинациях. Далее, конечно, повышается иерархический статус лауреата, его социальная представленность и, как следствие, форма влияния для получения дополнительных материальных благ.

Чердак… Прагматическое западное общество давно решило проблему чердачных помещений, придав им абсолютно корректную функцию жилища и лишив поэтики. Национальная российская ментальность определяет функциональность чердака в складировании и забвении хлама и утвари, в суицидально-криминальном аспекте укромного места, территории потусторонних формообразований, коллективной памяти предшествующих поколений.

К задачам художника можно отнести волевое творческое усилие в придании вещам другой функции, созданию самодостаточного артефакта, несущего эстетическую информацию и проявленного в социальном сознании в знаковом качестве. Тотально эксплуатируя окружающую естественную среду, насильно внедряя в нее необходимые элементы реальности, среди которых могут быть объекты (в том числе из ранее созданных произведений), живые существа, отдельные персоны и даже группы людей, порой немотивированно становящиеся фрагментами артистического события, автор трансформирует банальную ситуацию в художественную инсталляцию.

Специфика этого проекта проявляется в превращении реального мира в искусственный и, наоборот, в смещении традиционного визуального контекста, демаркировании границы искусства, как создаваемого, и жизни, как существующего.


Фото Е. Уманского, 1999