ФОНТАН ГАУЛЯ


Иван Чечот / Санкт-Петербург, Россия


Скульптурная группа "Борьба бизонов" была подарена городу Кёнигсбергу Прусским министерством культов. Она была торжественно открыта в ноябре 1912 г. Тогда существовало только старое здание Земельного суда, а новое, в котором сегодня располагается КТИ, еще не было построено.

Автором скульптуры и всего ансамбля является выдающий художник-анималист европейского значения берлинец Август Гауль (1869 - 1921). Сегодня этот фонтан, бесспорно, самое ценное художественное произведение в городском пространстве Калининграда. Такого фонтана нет ни в Берлине, ни в других городах Германии. Учителем Гауля был блестящий представитель официального вильгельмовского необароко Рейнгольд Бегас, также мастер фонтанов - перед берлинским замком стоял его фонтан "Нептун" со множеством гротескных фигур морских божеств, роскошных нимф (сегодня он передвинут к Мариенкирхе). Гауль всю жизнь рисовал в Берлинском зоопарке, он был реалист берлинской менцелевской традиции. Гауль создал более 150 великолепных скульптур животных, в которых сочетаются знания и любовь, наблюдательность и декоративность. Это не портреты зверей, не сценки, - это классические канонические типы животных. С 1902 г. Гауль стал председателем прогрессивного выставочного объединения Сецессион. Фигуры бизонов были отлиты из бронзы в Берлине на лучшем, между прочим, работающем по сей день литейном дворе А. Ноака; об этом свидетельствует надпись сбоку на плинте. Жители города со свойственным им юмором увидели в этой группе прокурора и адвоката. Гауль об этом не думал, его вообще не волновали аллегории. Бизоны подходили для Кёнигсберга еще и потому, что в заповедниках прусской Польши, на европейском востоке они еще встречались (как и сейчас в Беловежской пуще в Белоруссии). Кроме того, они означали вообще нечто могучее, естественное и древнее, с чем любили ассоциировать Восточную Пруссию. После войны фонтан некоторое время стоял в Зоологическом саду, где есть и другие немецкие скульптуры.

Очень хороши пропорции бассейна и постамента, а также простые и изящные раковины, из-под которых струится вода. Деревья (и ларьки в последнее время), конечно, слишком разрослись. Но позеленевший камень, сырость фонтана, благородная бронза и пышный фасад Суда образуют единое целое, несмотря на то, что Гауль в целом оставил позади стиль необарокко, перейдя к более сдержанной манере.


Фото Е. Паламарчука, 2005