Фото Е. Паламарчука, 2005

БЫКИ


Александр Попадин / Калининград, Россия


При создании в начале 20 века это была скульптурная аллегория, в структурированном немецком сознании означавшая спор противоборствующих сторон в суде (адвоката и про-курора, защитника и обвинителя), - соревновательность судейского процесса. Скульптура стояла перед зданием земельного (в нашей административной транскрипции - областного) суда. Сейчас стоит напротив барочного фасада главного здания Калининградского техни-ческого университета. Университет в недрах запутанного перестройками главного корпу-са смыкается с тюрьмой - следственным изолятором местной милиции, наследие судей-ского прошлого этого здания.

Суды приходят и уходят, а тюрьмы остаются вовеки… От сумы и от тюрьмы…

…Что-то меня не в ту сторону потянуло.

"Быки" для русского глаза - весьма изощрённая и потому непрочитываемая аллегориче-ская конструкция. Что-то вроде "Рабочего и колхозницы" Мухиной (вот эта аллегория понятна, не то что…), но в их, специфически немецком контексте.

Физиологическое правдоподобие в изображении животных не оставляет равнодушным ни одного калининградца. Кто бывал в Ленинграде или Санкт-Петербурге и лицезрел Медно-го всадника, с неизменным одобрением обращает внимание на достоверность лепки коня императора. Вздыбленность коня как бы приглашает удостовериться, что все у него в порядке.

Все в порядке и у калининградских быков. С неменьшим одобрением взирают на них ка-лининградцы и гости города. И если бы не знание аллегорического контекста, впору предположить, что сошлися быки, на самом деле, из-за симпатичной коровушки, но в процессе прений были поражены судейской молнией Зевеса (нашли, где тягаться - у зда-ния областного суда!), и остались вовек в мускулистой бронзе.

Впрочем, есть и другие версии.

Но лучшего места назначения места свиданий и встреч лирического толка в Калининграде не было и нет. Проверено.

Так что до встречи.