БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ


Елена Цветаева / Калининград, Россия


Оборонительная казарма Кронпринц входила в систему второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга. Строительные работы официально были начаты 15 октября 1843 года торжественной закладкой первого камня казармы; в 1849-м строительство было завершено. Сразу после постройки казарму заняли элитные части кёнигсбергского гарнизона. В ней размещался гренадерский полк № 1, военнослужащих которого в Кёнигсберге называли "кронпринцами". С 1890 года значение казармы как фортификационного сооружения падает, казематы перестраиваются под жилые помещения. После Первой мировой войны в оборонительной казарме располагались полицейские части. С 1933 года она стала местом дислокации кёнигсбергской полиции, военной казны вермахта, командования 1-ой дивизии, складов и различных городских служб. В апреле 1945 года бои шли у стен казармы, но сама она штурму не подвергалась и находилась в окружении советских войск вплоть до общей капитуляции. После войны в казарме разместился штрафной батальон, принимавший участие в штурме Кёнигсберга. С 1950 года здесь находился учебный танкоремонтный полк, учебный автомобильный батальон, в 70-е - мореходная школа, общежитие, организации рыбной промышленности, склады, магазины.[1] В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР объект был принят на охрану.

Сегодня казарма Кронпринц - это памятник военно-инженерной архитектуры, объект историко-культурного федерального (общероссийского) наследия, охраняемый государством. В 2003 году часть оборонительной казармы - башня-редан Кронпринц - передана в оперативное управление Государственному центру современного искусства, и через несколько лет в Калининграде появится уникальный музейно-выставочный и научно-информационный комплекс актуальной культуры.

Нынешнее состояние памятника живописно-плачевное, внутренние помещения башни весьма запущены: в трехэтажном здании перекрытия сохранились только между первым и вторым этажами, окна отсутствуют, на верхней террасе прижились деревья и травы, поражая своим настойчивым стремлением жить вопреки всему. Но внешне монумент впечатляет! Тяжеловесный архитектурный облик, исторический бэкграунд и современное "руинированное" состояние памятника не дают кураторам и художникам Центра спокойно дожидаться окончания его восстановления и строительства. Творцы обогащают свои практики новой темой - они оживляют пространство, наполняют его новым содержанием, тем самым органично включая Кронпринц в многообразную современную жизнь. В 2004 году башня стала одним из архитектурных пространств города, предложенных студентам Технического университета города Брауншвейг - молодым архитекторам - для дипломных работ. Семь оригинальных проектов как нельзя лучше отразили современные тенденции в архитектуре и в работе по интерпретации наследия, предложив иную идентичность Кронпринца как нового ориентира в мозаичном городском пространстве и тем самым изменив сам Калининград.

Обретение современным искусством пространства для будущей резиденции - башни Кронпринц - и финансовая поддержка реконструкции и реставрации объекта Федеральным агентством по культуре и кинематографии - своеобразный знак времени, указывающий на потенциал актуальной культуры и на изменения, происходящие в обществе. Идея перепрофилирования фортов, старых фабрик, трамвайных депо, вокзалов, электростанций в залы и музеи современного искусства не нова для мировой художественной истории, но для Калининграда это действительно знаменательное событие - красивая метафора, символизирующая капитуляцию милитаристских объектов и военной силы перед искусством.



[1] Использованы материалы, предоставленныеЛианой Николаевной Радюк


Фото Е. Уманского, 2003