НЕВЕСТЫ КАНТА. ФОТО-ХРОНОТОП В ЖАНРЕ РЕДИ МЕЙД


Эрика Вольф / Дунедин, Новая Зеландия / Нью-Йорк, США


Будучи в 2004 году в Калининграде, я, конечно, не могла не сходить на Остров Канта посмотреть на собор и могилу великого философа. Был солнечный весенний день. Мимо меня к могиле Канта тянулся, не переставая, целый поток свадебных кортежей, желающих поздравить молодоженов, выпить шампанского и пофотографироваться. Советская культура - моя специальность, я сама время от времени живу в Москве, так что мне это явление было хорошо знакомо. Подобные компании я много раз видела у стен Кремля, на Смотровой площадке Останкинской башни и в Парке Победы. Но этот, сугубо калининградский, вариант советского ритуала меня просто заворожил: подиумом для дефиле полуголых невест здесь служила… могила философа. Какая невероятная смесь кружев, роз, помады, шампанского и исторического материализма! (так в оригинале - прим. Ред.) Поражала также болезненная извращенность этого "эротического шоу", вызывающая в уме философские аналогии с невестами Дракулы.

Фотографии невест на фоне могилы Канта я в целом воспринимаю как реди мейд - культурный феномен, расположенный на границе между искусством и повседневной жизнью. По моей просьбе ГЦСИ начал собирать архив таких фотоснимков. Как и в случае с реди мейдами Марселя Дюшана, в этом проекте первична идея, воплощение которой не подразумевает никакого эстетического наслаждения. Расположенные в хронологическом порядке, фотографии станут своеобразной летописью данного места. По сути, такой архив можно назвать фотографическим хронотопом, если позаимствовать этот термин у Михаила Бахтина. Фотографии регистрируют изменения в свадебных обрядах, моде, политической ситуации, состоянии могилы Канта и даже в самом искусстве фотографии

.


М. Динаэ. "Свадьба", фотоколлаж, 2004

Пока этот, в принципе бесконечный, архив растет, я думаю собрать отклики людей самых разных занятий: антропологов, историков моды, реставраторов (собора), работников калининградского загса, психологов, философов, флористов и еще одного художника, который просто без ума от "Раздетой невесты" Дюшана. Вот первый отклик на "Невест Канта", присланный кантоведом:

"Интересно поразмышлять, почему паломничество на могилу Канта стало у калининградцев частью матримониальной культуры. Без сомнения, Кант - известнейший из сыновей Калининграда, и сам этот факт мог привести к столь массовому паломничеству. Однако мне больше нравится думать, будто брачующиеся хотят таким образом показать, что в полной мере осознают моральную значимость своего шага. Кант и известен им, возможно, в первую очередь как философ, который учил видеть в другом человеке личность, а не средство для достижения каких-либо целей. Брак, как моральный институт, основан на взаимном уважении - и об этом уважении друг к другу, надо полагать, заявляют молодожены, фотографируясь у могилы Канта. Вполне правдоподобно, даже если допустить, что некоторым из них известно, что сам Кант хотя и определенно чтил институт брака, женат никогда не был. В молодости он жениться не мог по бедности, когда же средства позволяли - в сорок шесть лет, - ему за делами уже было не до женитьбы. Так что, если мы хотим видеть в свадебном паломничестве не просто ритуал, лишенный всякой связи с учением Канта, то нам, я полагаю, следует сделать весьма утешительный вывод о том, что философ старался не напрасно и что любой, кто женится в Калининграде - и совершает это паломничество, - женится из правильных соображений" (Д-р Дэвид Уард, кафедра философии Университета Отаго, Новая Зеландия).


Перевод с английского Сергея Михайлова