ВООБРАЖАЕМЫЙ КАЛИНИНГРАД: СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА


Джон (Крейг) Фримен / Нешуа, США

Грегори Ульмер / Гейнесвилл, США


"Воображаемое Место" (Imaging Place, ВМ) - это документально-виртуальный метод изучения объекта, совмещающий в себе техники панорамной фотосъемки и цифрового видео. Метод ВМ в полной мере наследует традиции документальной фото- и киносъемки, однако отличается от них тем, что задействует нелинейные нарративные структуры, проявляющиеся благодаря современным интерактивным технологиям и средствам телекоммуникации. Кроме того, исследуя аспекты освоения места и запечатлевая его сообразно умонастроению смотрящего, он стремится расширить само понятие документального. ВМ демонстрируется главным образом на альтернативных художественных площадках, в музеях и в Интернете.

Работа размером девять на двенадцать футов проецируется в затемненном помещении с подиумом и мышью, расположенными по центру, что позволяет аудитории перемещаться в любую точку проекции. Проекция активируется щелчком мыши, после чего пользователь переходит от изображений, сделанных со спутника, к виртуальным сценам, разворачивающимся на земле. Далее он погружается непосредственно в атмосферу воссозданного места. Вместо линейного повествования романа или кино эта новая форма предлагает нам историю, которую можно развернуть в прихотливый лабиринт открытий и ассоциаций. Цель метода ВМ заключается в том, чтобы документально запечатлеть культурно значимые объекты, доступ к которым закрыт по причинам политического, социального, экономического или экологического характера, из-за опасности их разрушения или подверженности серьезным изменениям. Это могут быть как исторические достопримечательности, так и приметы бытовой культуры, сметаемые волной глобализации и обвалом индустриального модернизма.

Самая первая работа ВМ относится к 1997 году. Вооружившись тем, что известно о переходе от устной культуры к письменной, "грамотной" культуре, мы попытались пролить свет на происходящий в наше время переход от письменной культуры к культуре "электронной" (у автора буквально "электричной"). Электронность для цифрового метода изображения - такой же базовый инструмент, каким для алфавитного письма является грамотность. В устных культурах речь выступает как технология продления и дополнения человеческой памяти. Мудрость, накопленная культурой, передавалась из поколения в поколение через ритуальные сказания. Будучи зарифмованной, история легче запоминалась, но объем человеческого опыта ограничивался памятью одного человека. В письменной культуре слово стало той технологией, которая раздвинула пределы памяти. Больше нет нужды запоминать всю историю целиком. Однако теперь все, что следует помнить, - это, собственно, лишь умение читать и писать. В "грамотных" культурах знание может накапливаться и передаваться целыми поколениями. В "электронную" эпоху для сообщения нашей памяти дополнительных возможностей мы используем уже такие "кибернетические протезы", как Интернет, гиперсвязь и изображение.

Метод ВМ предназначен для практического воплощения междисциплинарного сотрудничества, которое связывает различные институты, невзирая на разделяющие их расстояния. Он использует новые технологии, чтобы составить несопоставимые области знания в процессе исследования и документирования какого-либо места. Метод стремится заполнить пробелы в понимании, которые существуют между малопонятными непосвященному уму дисциплинами, развившимися в результате академической и индустриальной специализации. Благодаря современным технологиям сегодня можно объединить усилия экспертов, не жертвуя при этом богатством и глубиной специализированного знания, а также связать строго научный, абстрактный тип мышления с опытом интуитивного познания человека. Кроме того, что метод ВМ обеспечивает условия для формирования, распространения и накопления опыта междисциплинарного исследования и художественной деятельности, он еще предоставляет нам образцовую стратегию сотрудничества.

Мне бы хотелось приехать в Калининград, где знаменитый швейцарский математик Леонард Эйлер сформулировал в 18 веке принципы топологии - раздела математики, содержащего ключ к пониманию законов образования сетевых структур. Через город протекает река Прегель с двумя островами посередине. В 1735 году, когда сюда приехал Эйлер, в городе было семь мостов, соединяющих острова между собой и с берегами реки. Тогда излюбленным занятием приезжей публики было поломать голову над задачкой: можно ли обойти весь город, воспользовавшись каждым из мостов лишь однажды? Одни говорили Эйлеру, что это невозможно, другие были не столь уверены в невыполнимости условия задачи. Эйлер нашел способ ответить на вопрос и развеял их сомнения.

Он подумал, что секрет головоломки раскроется, если представить участки суши точками (их он назвал вершинами), а мосты - дугами.

Проблема возникает, если попробовать начертить эту схему, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя ни единой линии дважды. Обратите внимание: к каждой из четырех вершин восходит нечетное число дуг. Выберите какую-нибудь вершину - скажем, одну из тех, в которых сходятся три дуги. Теперь начинайте двигаться к ней и постарайтесь прорисовать описанную выше картинку, не отрывая карандаш от бумаги. В первый раз, достигнув вершину по какой-либо дуге, вы можете удалиться от нее по другой дуге. Но в следующий раз у вас такой возможности уже не будет. Так что здесь ваш путь и оборвется! Можно поступить иначе - начать движение из этой вершины, вернуться в нее и снова уйти. Но тогда будет исключено возвращение. Таким образом, каждая из вершин с нечетным числом дуг неизбежно становится либо началом, либо концом вашего карандашного маршрута. И значит, вам придется ограничиться только двумя "нечетными" вершинами! Следовательно, начертить всю схему одним движением карандаша без повторной прорисовки линий просто невозможно. Соответственно, невозможно было и, гуляя по Кёнигсбергу, пройти по каждому из семи мостов лишь однажды.

Сходным образом навигация в ВМ осуществляется по сети вершин, которую образуют панорамные фотографии и видеокадры, полученные при перемещении камеры между вершинами. Моделируя эту структуру, я старался уподобить ее человеческой памяти. Тогда вершины в топологической модели представляют собой мысли, а дуги - ассоциации.

Находка Эйлера впоследствии не только сыграла важную роль в формировании архитектуры Интернета, она также послужила серьезным толчком для развития проекта ВМ. Другим толчком для него стала идея "Прогулки философа". Через двадцать лет после того как Эйлер посетил Кёнигсберг, в местном университете Альбертина начал свою научную деятельность Иммануил Кант. Говорят, будто по ежедневным прогулкам профессора горожане сверяли часы. В память о нем эту улицу до сих пор называют "Philosophengang" ( сегодня она называется Эльблонгская, точнее, Философская дамба не сохранилась. - прим.Ред.)

Я предлагаю сделать в Калининграде две новых работы ВМ - одну на материале "Задачи о семи мостах", другую о "Прогулке философа". После их завершения эти работы можно было бы продемонстрировать в Калининграде.


Перевод с английского Сергея Михайлова


Д. Фримен, Г. Ульмер. "Воображаемый Калининград: Семь мостов Кёнигсберга", интерактивный путеводитель, 2005