FOLK GRAFFITI


Елена Цветаева / Калининград, Россия


Цикл работ "Folk Graffiti" калининградского художника Евгения Уманского представляет собой серию цветных фотографий, отражающих рукотворную "арт-рефлексию" (вполне хулиганского характера) наиболее ранимых персонажей нашего городского сообщества на различные события политической, социально-экономической, а также интимно-личной жизни. Анонимные граффити - это публичные высказывания, проявления раздражения, утверждения, несогласия, это призывы и разоблачения. Они создаются гвоздем, спреем, краской, мелом, грязью, а чаще - вообще чем придется, что окажется под рукой. На жилых домах, заборах, гаражах, остановках общественного транспорта, школах, больницах, роддомах, тротуарах и т.д. за одну ночь может появиться нечто исключительное: индивидуальное, обостренное; здесь затрагиваются воспоминания, комплексы, нравственные устои, политика, табуированные зоны. Этот своеобразный метод коммуницирования с согражданами и яркий "букет" выражений (звезда, свастика, "Go Mother Fucker", "Хуй-на-ны", "Кровельще" и т.д.) характерен исключительно для западного российского эксклава, тогда как остальные территории нашей страны отмечены преобладанием политических граффити (например, Москва) или вообще заниженной потенцией населения к графо-рефлексии (например, Тольятти).

Диапазон тем безымянных калининградских писателей на стенах простирается от знаковых вариаций со свастикой или звездой Давида, ознаменования праздника Хануки, критических апелляций к НАТО ("НАТО - бесы"), нецензурных высказываний, лозунгов националистического характера, нелицеприятных словоизвержений по адресу политических лидеров ("тот-то…. вор"), названий животных ("козел", "жаба", "орел", "киска" и т.д.), нечистой силы ("сатана"), выражений любви и ласки как к городу ("Кёниг, твою мать, мой родной город!"), так и к живому существу ("люблю!"), вплоть до менее вменяемых бессознательных проявлений граффитизма, состоящих из одной или максимум двух букв ("чё"). Самый запоминающийся жест недавнего времени - гамлетовское (или абстинентное) вопрошание "Я кто?", написанное на стене жилого дома.

К сожалению или к счастью, эти надписи живут недолгое время, радуя или будоража общественные устои. Они исчезают, закрашиваются, в худшем случае - цензурно переписываются, что свидетельствует о беспокойстве властей относительно положительного имиджа нашего города. Этот спектр анонимных самовыражений можно рассматривать с реабилитационной точки зрения, где на безопасной для community территории течет настоящая жизнь, рождаются и гаснут серьезные страсти, а самое главное, происходит безмолвная коммуникация так и остающаяся без ответа.

У Евгения Уманского, обратившегося к этому материалу, происходит своя собственная работа с изначальным текстом - для него важен образ, который зачастую диктует иное содержание. Анонимные граффити расчетливо компонуются и выверяются, в них безжалостно отсекается все лишнее. В смысловое поле фотоработы попадают уже не только слова-высказывания, но и свет, тень, рельефы, отверстия, изъяны поверхности, богатство цвета. Вопросы - предмет съемки - и ответы - фотографии художника компонуются в целые фотосериалы, нередко шокируя утонченным попаданием в цель - в наше настоящее.


Е. Уманский. Фото из проекта "Folk Graffiti", 2000-2005