НЕКРАСИВЫЙ КЁНИГСБЕРГ


Анатолий Бахтин / Калининград, Россия


Представление жителей Кал-града (так у автора.- прим. Ред.) о довоенном Кёнигсберге как о жемчужине Балтики, прекраснейшем городе Европы, мягко говоря, несколько преувеличено. Кёнигсберг являлся современным немецким городом, но, несмотря на свою семисотлетнею историю, не имел достаточно интересных исторических и архитектурных памятников, которыми располагали и более молодые города Германии.

Жители Кёнигсберга относились к архитектурному облику города достаточно прагматично. Особенно это видно по слабой степени сохранности на 20 век памятников средневековья. Последнее средневековое жилое здание по ул. Хёкергассе было снесено в 1910 году. По сути, от средневекового города сохранились только собор и 2-3 кирхи. К тому же центральный фасад собора в 1907-12 г. был так перестроен, что стал практически неузнаваем - сохранился только его силуэт.

Кёнигсбергский замок, основанный в 1255 г., многократно перестраивался и не представлял собой по стилю единого архитектурного ансамбля, как, допустим, Мариенбург (Мальборк). Если снаружи он как-то привлекал внимание своей высокой башней (верхняя его часть была перестроена в 19 в.) и двумя мощными круглыми башнями с западной стороны, то со двора вид его был довольно простоватый (если не сказать больше). Своей убогостью выделялся южный флигель, представлявший типичную казарменную постройку, в которой не было места архитектурным "излишествам". Практически весь замок был оштукатурен, что тоже не добавляло ему историчности облика.

Поскольку Кёнигсберг был стеснён кольцом вальных укреплений, то с ростом числа жителей увеличивалась и плотность населения, что порождало новые проблемы. Все свободные участки внутри валов были застроены некрасивыми жилыми домами. Между древними улицами Кёнигштрассе (ул. Фрунзе) и Россгартеном (ул. Клиническая), Хинтертрагхайм (ул. Пролетарская) и Штайндамм (приблизительно Ленинский проспект от эстакады до площади Победы), в районах Закхайм (от Московского проспекта до реки Прегель), Ломзе (большой остров с ул. Октябрьская), Хаберберг (ул. Багратиона и проспект Калинина) вырастали новые улицы, отпугивающие своим однообразием . На Кнайпхофе рядом со зданием старого университета было построено уродливое здание гимназии, испортившее вид острова с северной стороны.

До Первой мировой войны ещё не раз проявились многие негативные явления, выразившиеся в сносе ряда красивых бюргерских домов, в уродовании фасадов путём их "модернизации" и устройстве магазинов в полуподвалах, в сооружении помпезных, но безобразных торговых домов и конторских зданий, не вписывавшихся в картину улиц бюргерского города 16 - 18 вв. Не было и недостатка в доходных домах казарменного типа, существовало множество флигелей в глубине дворов. Это были недостатки периода грюндерства.

Начиная с 1906 г. для расширения города магистрат начал выкупать у военных оборонительные сооружения, и первое, что он сделал - снёс прекрасные Штайндаммские ворота. Следующими на очереди оказались Трагхаймские, и только благодаря возмущению общественности остальные ворота были сохранены.

После Первой мировой войны процесс продолжался. В центре Альтштадта, самой древней части города, в районе Альтштадтского рынка было построено первое высотное здание (8 этажей) в стиле конструктивизм. Появилось большое количество домов с плоскими крышами, чем-то даже напоминающих советские "хрущёвки" 60-х. Такие дома в большом количестве имелись даже на Кнайпхофе (остров Центральный, в народе - Канта). Поэтому сложившееся впечатление калининградцев, что город "имел высокие черепичные крыши" - ложное.

Тем не менее, в двадцатые и тридцатые годы в городе были проведены большие строительные работы для придания ему современного по тем временам облика.



Фото из архива А. Бахтина