От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Александр Сологубов
КУЛЬТУРА В "ЧУЖОМ ПРОСТРАНСТВЕ": В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ

Иван Чечот
ГЕНИЮ МЕСТА КАЛИНИНГРАДА И КЁНИГСБЕРГА

Вольфганг Айхведе
КАЛИНИНГРАД В 2020 ГОДУ - НЕ СОВСЕМ ВЫМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ

Александр Сологубов
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ - КАЛИНИНГРАД

РАЗГОВОРНИК
Александр Сологубов
ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОГО СЛОВАРЯ

КАРТА ГОРОДА
Анатолий Бахтин
неКРАСИВЫЙ КЁНИГСБЕРГ

Елена Гладкова
FORMA URBIS. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Валерий Орлов
IN OR OUT

ЮЖНЫЙ ВОКЗАЛ
Иван Чечот
ВОКЗАЛ И ВХОД В ГОРОД КАЛИНИНГРАД

ПЕРЕКРЕСТКИ
Александр Попадин
БИНАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ГОРОДА К

Евгений Уманский, Karpenko-Karpenko
КАТЯНАСТЯ

В ЦЕНТРЕ
Андрей Монастырский, Сабина Хэнсген
ПУСТОЙ ЦЕНТР К.

Павел Настин
ДВОР-КОЛОДЕЦ ПУТИ СООБЩЕНИЯ

Артем Адвокат
ГРАФФИТИ

Елена Цветаева
FOLK GRAFFITI

Марек Володько
ВСЛЕД ЗА БЕЗМОЛВНЫМИ СЛОВАМИ

FA+ (Ингрид Фальк и Густаво Агуэрре)
МИФИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КАЛИНИНГРАДА

Александр Сологубов
МИКРОТОПОНИМЫ

ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ - ОСТРОВ КНАЙПХОФ
Александр Сологубов
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Александр Попадин
НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ

Иван Чечот
МОСТЫ И "ЗАПАХ ПРЕГЕЛЯ"

Джон (Крейг) Фримен, Грегори Ульмер
ВООБРАЖАЕМЫЙ КАЛИНИНГРАД: СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА

STOA KANTIANA
Анатолий Бахтин
ЗАБЫТЫЙ КАНТ И КАНТ-БРЭНД В КЁНИГСБЕРГЕ

Александр Сологубов
КАНТ

Ольга Лопухова
МОГИЛА КАНТА

Эрика Вольф
НЕВЕСТЫ КАНТА. ФОТО-ХРОНОТОП В ЖАНРЕ РЕДИ МЕЙД

Иван Чечот
СОБОР И КАНТ ДЛЯ ВСЕХ, ИЛИ СТРАШЕН ЛИ БОГ БЕЗ МОРАЛИ

ЗАМОК СОВЕТОВ
Александр Сологубов
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК

Игорь Захаров-Росс
ВИННЫЙ ПОГРЕБ

Дали Руст
БЕЛАЯ ЧАЙКА НАД ГОРОДОМ. СИМВОЛ СТАРОГО НОВОГО ГОРОДА

Джоанна Сэнделл
СЛЕДУЯ ЗА ГРЕЗОЙ

РАКЕТА
ОСВЕЩЕННЫЙ ДОМ СОВЕТОВ

Александр Сологубов
ДОМ СОВЕТОВ

НЕМЦЫ
Илья Дементьев
ГЛУБОЧАЙШАЯ ТАЙНА ОДНОГО КЁНИГСБЕРГСКОГО ЮРИСТА. ГОФМАН

КудаБегутСобаки
ЛЕГЕНДА О ПЯТИ МАЛЕНЬКИХ УЛЬРИХЕН И ПАРОМЩИКЕ АНДРЕ

Петер Вунш
КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД. ВКУС МАРЦИПАНА

Александр Сологубов
СТРАНА ПЕНСИОНЕРОВ, ИЛИ НЕМЦЫ

Мартин Хюттель
КВЕРЦ

МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Ольга Сезнева
БЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАЛИНИНГРАДА

Агнешка Володько
ЖИЛЫЕ ЕДИНИЦЫ

Вернер Меллер
ГОРОД САМЫХ СМЕЛЫХ ФАНТАЗИЙ

Олег Васютин
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Марк Борозна
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ & ТЕНИ В РАЙОНЕ АЛЬТШТАДТА

НАША БАШНЯ
Иван Чечот
КРОНПРИНЦ

Елена Цветаева
БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ

Башня Кронпринц. Проекты студентов Архитектурного факультета Технического университета г. Брауншвайга (Германия) для Государственного центра современного искусства
НАШЕ ВСЕ
Александр Сологубов
ЯНТАРЬ

Александр Сологубов
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

Иван Чечот
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА

БАСТИОНЫ
Авенир Овсянов
БАСТИОНЫ В АЛМАЗАХ И ИЗУМРУДАХ

Ростан Тавасиев
КИРПИЧИКИ

РЫНОК
Иван Чечот
ДОМ ТЕХНИКИ: ВОССОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАСЛЕДИЯ

V.I.P. (Very Interesting Person)
Елена Цветаева
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

ЛОБНОЕ МЕСТО
Берт Хоппе
СЛЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ

ХХС РПЦ
Александр Сологубов
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ТРАМВАЙ
Александр Сологубов
ЖИЗНЬ И ЯЙЦА (зарисовка о трамвае)

SKART
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

МЕСТО ВСТРЕЧИ
Александр Попадин
БЫКИ

Иван Чечот
ФОНТАН ГАУЛЯ

Иван Чечот
ПРОГУЛКА ПО ЦЕНТРУ

Александр Попадин
В СТРУЕ (сезон фонтанов)

Александр Попадин
ДЕВЯТКА

Елена Цыганкова
ДИКИЙ ЗАПАД РОССИИ

ZOO
Ирина Кожевникова
ЗООПАРК

Ингеборг Штрёбль
ЖИВОТНЫЕ В КАЛИНИНГРАДЕ И ОДНА МОЗАИКА

Елена Цветаева
КОШКИ КЁНИГСБЕРГА

MEMENTO MORE
Авенир Овсянов
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ. Из истории потерянных и найденных памятников культуры

Александр Сологубов
ПАРК КАЛИНИНА

Александр Попадин
ВСЕ ТАМ БУДЕМ

Александр Сологубов
ПАМЯТНИКИ

Ирина Кожевникова
ПАМЯТНИК 1200 ГВАРДЕЙЦАМ В КАЛИНИНГРАДЕ

Роджер Палмер
КРАТКИЕ ХРОНИКИ

МАТЕРИЯ И ДУХ
Александр Сологубов
МИСТИКА

Александр Попадин
ОТРЫВКИ ИЗ СИМФОНИИ ДЛЯ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ "ИВАНОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ"

Евгений Уманский
ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ

Александр Сологубов
ПЕЧКИ

Дмитрий Вышемирский
СКУЛЬПТУРА "ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА"

Лана Вышемирская
СКУЛЬПТУРА "ДЕВУШКА"

НА УЛИЦЕ
Евгений Уманский
ХАНУКА

Александр Попадин
ПО ДОРОГЕ, ПО БРУСЧАТКЕ…

Игорь Исаев, Дмитрий Демиденко
КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ

Александр Попадин
ПУТЬ ГИДРАНТА

Ирина Кожевникова
ТРАДИЦИИ

Калле Бролин, Кристина Мюнтцинг
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ МЕСТО

Александр Попадин
ВОДОПАД "БОЛТ ГЕРАКЛА"

V.I.P. (Very Interesting Person)
Мануэла
НАТАША ПОТЕРЯШИНА. Интервью

АТМОСФЕРА
Александр Сологубов
НАСТРОЕНИЕ ЧЕМОДАННОЕ

Александр Попадин
ВСЕПОГОДНЫЕ КАЛИНИНГРАДЦЫ

Дмитрий Булатов, Павел Савельев
АЦЕФАЛ. ОПТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Марк Борозна
ЗАЖЖЕМ ХРУСТАЛЬ КАЛИНИНГРАДА

ГАВАНЬ
Евгений Казанник
ПОРТ

Александр Пономарев
ВОРОТА

ОКРАИНЫ
Авенир Овсянов
МОСТ, КОТОРЫЙ "РУССКИЕ ТАК И НЕ СМОГЛИ СВЕСТИ"

Елена Цветаева
БЕРЛИНКА: ОТ ЭПИЧЕСКОГО ДО БАНАЛЬНОГО. Интервью с Валерием Бугровым

Александр Попадин
МЕЖЕВЫЕ КАМНИ И ПОГРАНИЧНЫЕ СИМВОЛЫ

Александр Попадин
МОСКВИЧИ ВИСЯТ

Андерс Крюгер
ДО ГОРОДА





Раскопки на месте Королевского замка. Фото Д. Вышемирского, 2005

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ

Из истории потерянных и найденных памятников культуры


Авенир Овсянов / Калининград, Россия


Кёнигсберг являлся не только столицей Восточной Пруссии, но и главным музейным городом провинции, обладавшим многочисленными художественными собраниями. Они были сосредоточены в Орденском замке, в сокровищнице башни "Врангель", в университете "Альбертина" и его институтах, в Музее искусств и ремесел, в Академии художеств, на Государственной янтарной мануфактуре, в соборе на Кнайпхофе, в кирхах и т.д. Средоточиями культурных ценностей были многочисленные усадьбы, сельские и городские кирхи, частные музеи и янтарные мастерские.

Где же все это сейчас? Каковы судьбы известных музеев, библиотек и художественных собраний? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет, а сама тема еще ждет более скрупулезного расследования.

Конечно, можно предположить, что все музейные экспонаты были заблаговременно вывезены в центральные районы Германии. Однако анализ фондов восточно-прусских музеев в городах Дуйсбурге, Люнебурге, Геттингене и других, сравнение их с довоенными каталогами Кёнигсберга указывает на отсутствие там основных собраний Кёнигсберга.

Естественно, часть из них погибла во время бомбежек в местах первоначального хранения, при транспортировке и перемещении, многое было похищено и оказалось в частных руках. Но где же остальные ценности?

Документы, которыми располагает отдел по поиску культурных ценностей Научно-производственного центра по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, позволяют частично ответить на этот вопрос и даже классифицировать пути перемещения художественных собраний, отдельных памятников и книжных коллекций. Исследовать пути перемещения культурных ценностей очень непросто из-за послевоенной практики учета предметов духовного наследия народов в тоннах, штуках, рулонах, мешках и потребных вагонах. Вот некоторые примеры.

Летом 1945 года из Кёнигсбергской Академии художеств вывозились на восток картины и рисунки старых мастеров (Микеланджело, Буасье, Джусти, Камбиазо, Альбани и другие). В акте на передачу их в ГМИИ имени Пушкина (г. Москва) указано только количество - 139 (там они хранятся сегодня.- Прим. ред.)

Более трагичной оказалась судьба культурных ценностей, которые были сосредоточены в орденском замке Кёнигсберга. Те из них, которые не успели укрыть в подвалах и вывезти в городские убежища, форты и господские имения, были уничтожены в результате бомбардировки англо-американской авиацией. В пламени пожаров погибли экспонаты Минского музея - картины XVIII века, фарфор петербургских заводов, берлинский фарфор, старинная мебель и образцы изобразительного искусства советского периода. Тогда же была уничтожена часть Янтарной комнаты. Вывезенные из замка в форт № 3 экспонаты музея "Пруссия" были разграблены там летом 1945 года. Только некоторые экспонаты, которые не привлекли внимание грабителей, были обнаружены в толще насыпного грунта в 1999 - 2001 годах. Большая часть культурных ценностей была найдена в подвалах замка во время его разборки в 50-х - 70-х годах XX века.

Значительное количество культурных ценностей было найдено летом 1945 года профессором А.Я. Брюсовым, сотрудником Исторического музея и членом бригады по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР. Все они были упакованы в 60 ящиков. При этом 25 предназначались для отправки в Москву, остальные предполагалось оставить для местного краеведческого музея.

Среди сотен экспонатов находились: рельефы на дереве эпохи Дюрера и мастерской Вероккио, картины Циганелли, Люлена Лантье, русских художников князя Гагарина, Филиппова, Дементьева и многих неизвестных мастеров, скульптурные группы С. Кауэра и А.Гауля, фаянс XVII - XVIII вв., фарфор Мейсена, Берлина, Санкт-Петербурга, Китая, Англии, японские художественные изделия, мраморные бюсты работы Адольфо Вильдта (1868 - 1931), церковная утварь из драгоценных металлов и цветное стекло ХУ1-Х1Х веков. В числе найденных были экспонаты из Киева, Днепропетровска и польских музеев.

Трагичной была судьба и этих экспонатов. Оформив положенные перевозочные документы, А.Я. Брюсов сдал 60 ящиков с ценностями под охрану военным в здании бывшего Государственного архива Кёнигсберга (ныне областная научная библиотека). Найденные ценности по назначению не прибыли. Исследования показали, что и они были расхищены осенью 1945 года. Не удалось сохранить и ценности, предназначенные для местного музея. Подробное содержимое упакованных ящиков удалось установить только в 1994 году.

В первые послевоенные месяцы в поверженном Кёнигсберге работала бригада Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР под руководством Т.А. Беляевой. Основную часть находок бригады составили библиотечные коллекции. Среди них были сочинения арабского врача и философа XI в. Авиценны, кантовские собрания, "библиотека индика" (книги по индологии.- Прим. ред.), личная коллекция директора Кёнигсбергского государственного архива доктора Макса Хайна, первопечатные и старопечатные книги, архивы старинного прусского рода Дона (ХV - ХVI вв.), часть библиотеки Валленродта и университета "Альбертина".

Здесь же находились Евангелия, альбомы, гравюры, инкунабулы, печатные раритеты и каталоги всех Кёнигсбергских музеев, а также издания трудов Овидия, Витрувия, Гомера и других античных авторов.

Нынешнее местонахождение этих "трофеев" установлено лишь частично. Так, уникальные книги Валленродтской библиотеки были рассредоточены по библиотекам Москвы, Ленинграда, Новосибирска и Воронежа.

Коллекции Кёнигсбергского университета "Альбертина" и его институтов оказались в научной библиотеке Воронежского государственного университета. Библиотека военного и государственного деятеля прусского государства, обнаруженная советскими "искателями" летом 1945 года в населенном пункте Вальдау (Низовье), в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Наиболее существенные культурные ценности были вывезены из Кёнигсберга в 1945 году бригадой Комитета по делам искусств, руководимой Н.Ю. Сергиевской. В "отчетах" этой бригады встречаются следующие "описания": "ХVII век. Серебро - 21, бронза - 12, фарфор - 14, фаянс - 25, хрусталь - 2, цветное стекло - 5, мрамор - 2, картины - 14, прочее - 21". Подобная "научная обработка" духовного наследия характерна для всех групп, экспедиций и бригад, работавших в послевоенном Кёнигсберге.

На недавно прошедшем в Калининграде семинаре по янтарю наши коллеги из Польши и Германии говорили о наличии у них на хранении тысяч уникальных янтарей с инклюзами. Мы же, обладатели самого большого в мире месторождения янтаря, этим похвастаться не могли. А ведь большая часть всемирно известной Кёнигсбергской коллекции янтаря геолого-палеонтологического института "Альбертины" была найдена в июньские дни 1945 г. профессором А.Я. Брюсовым на бывшей улице Ланге райе (ныне ул. Барнаульская). Эта коллекция насчитывала 110 000 уникальных янтарей.

Точно известно, что директору института Карлу Андрэ удалось вывезти в город Геттинген в феврале 1945 года только 17000 образцов. А где же остальные, о которых профессор А.Я. Брюсов лаконично сообщает в акте: "Собрание образцов янтаря всего мира, как одно из лучших собраний такого рода, подлежит, несомненно, отправке в Москву". Исследования последних лет показали, что и эти янтари в Москву не прибыли, а были расхищены еще в первые послевоенные месяцы в Кёнигсберге.

Большое количество культурных ценностей было вывезено из Кёнигсберга различными трофейными командами, полевыми конторами Госбанка, финотделами и политотделами частей и соединений, подразделениями военнослужащих и командирами всех степеней, а также первой "волной" переселенцев. Судьбу их мы, вероятно, не узнаем никогда.

Многие культурные ценности находятся в частных коллекциях, изредка поступают в антикварные магазины, являясь предметами купли и продажи. Предметы духовного наследия, в том числе и вывезенные в Кёнигсберг из оккупированных областей Советского Союза, до сих пор "украшают" жилые дома, служебные помещения, штабы воинских частей и учреждений. В разные годы на торги в Калининграде и других городах России выставлялись фолианты из библиотеки Валленродта, даже картины из Дрезденской галереи (а они тоже имеют Кёнигсбергский "след"), фигурки купидонов из музея Природы Кёнигсберга, книги университетской библиотеки, парковая и дворцовая скульптура, геологические и нумизматические коллекции, уникальные сервизы (в том числе и из замкового ресторана "Блютгерихт") и многое другое.

Только незначительная часть всего вышеназванного попала в Калининградский историко-художественный музей. Процесс перемещения художественных ценностей Кёнигсберга продолжается и поныне.

Поиск культурных ценностей в Кёнигсберге, а затем и в Калининграде был начат в середине апреля 1945 года, сразу после штурма Кёнигсберга, и ведется с некоторыми перерывами по настоящее время.

К сожалению, эта работа никогда не была приоритетной для государства. Ее отличало многие годы обычное кладоискательство, дублирование, отсутствие какого-либо координирующего и контролирующего органа, многократный повтор, случайность поисковых объектов, слабые техническая и транспортная оснащенность, а также отсутствие финансовой и, что особенно важно, правовой базы.

Экспедиции работали в "секретной" Калининградской области, были сами секретными, да и архивы, которые содержали сведения о перемещенных культурных ценностях, были недоступны для исследователей.

И все же поиск утраченных культурных ценностей продолжается. Объектами искателей являются старые фортификационные сооружения, замки, убежища и бункеры, бывшие господские дома, рассекреченные архивы, частные коллекции и антикварные магазины России. Только за последние годы были найдены экспонаты кёнигсбергского музея "Пруссия", выявлено местонахождение сотен картин, считавшихся утраченными, извлечены из подземелья архивы Верховного командования германской армии времен Великой Отечественной войны и многое другое.


Раскопки на месте Королевского замка. Фото Д. Вышемирского, 2005


версия для печати | [ENGLISH] | [ПО АЛФАВИТУ] | [НА ГЛАВНУЮ] | [КФ ГЦСИ]