От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ

Башня Кронпринц. Проекты студентов Архитектурного факультета Технического университета г. Брауншвайга (Германия) для Государственного центра современного искусства
FA+ (Ингрид Фальк и Густаво Агуэрре)
МИФИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КАЛИНИНГРАДА

SKART
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

Вольфганг Айхведе
КАЛИНИНГРАД В 2020 ГОДУ - НЕ СОВСЕМ ВЫМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ

Артем Адвокат
ГРАФФИТИ

Анатолий Бахтин
неКРАСИВЫЙ КЁНИГСБЕРГ

ЗАБЫТЫЙ КАНТ И КАНТ-БРЭНД В КЁНИГСБЕРГЕ
Марк Борозна
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ & ТЕНИ В РАЙОНЕ АЛЬТШТАДТА

ЗАЖЖЕМ ХРУСТАЛЬ КАЛИНИНГРАДА
Калле Бролин, Кристина Мюнтцинг
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ МЕСТО

Дмитрий Булатов, Павел Савельев
АЦЕФАЛ. ОПТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Олег Васютин
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Агнешка Володько
ЖИЛЫЕ ЕДИНИЦЫ

Марек Володько
ВСЛЕД ЗА БЕЗМОЛВНЫМИ СЛОВАМИ

Эрика Вольф
НЕВЕСТЫ КАНТА. ФОТО-ХРОНОТОП В ЖАНРЕ РЕДИ МЕЙД

Петер Вунш
КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД. ВКУС МАРЦИПАНА

Лана Вышемирская
СКУЛЬПТУРА "ДЕВУШКА"

Дмитрий Вышемирский
СКУЛЬПТУРА "ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА"

Елена Гладкова
FORMA URBIS. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Илья Дементьев
ГЛУБОЧАЙШАЯ ТАЙНА ОДНОГО КЁНИГСБЕРГСКОГО ЮРИСТА. ГОФМАН

Игорь Захаров-Росс
ВИННЫЙ ПОГРЕБ

Игорь Исаев, Дмитрий Демиденко
КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ

Евгений Казанник
ПОРТ

Ирина Кожевникова
ЗООПАРК

ПАМЯТНИК 1200 ГВАРДЕЙЦАМ В КАЛИНИНГРАДЕ
ТРАДИЦИИ
Андерс Крюгер
ДО ГОРОДА

КудаБегутСобаки
ЛЕГЕНДА О ПЯТИ МАЛЕНЬКИХ УЛЬРИХЕН И ПАРОМЩИКЕ АНДРЕ

Ольга Лопухова
МОГИЛА КАНТА

Мануэла
НАТАША ПОТЕРЯШИНА. Интервью

Вернер Меллер
ГОРОД САМЫХ СМЕЛЫХ ФАНТАЗИЙ

Андрей Монастырский, Сабина Хэнсген
ПУСТОЙ ЦЕНТР К.

Павел Настин
ДВОР-КОЛОДЕЦ

Авенир Овсянов
БАСТИОНЫ В АЛМАЗАХ И ИЗУМРУДАХ

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ. Из истории потерянных и найденных памятников культуры
МОСТ, КОТОРЫЙ "РУССКИЕ ТАК И НЕ СМОГЛИ СВЕСТИ"
Валерий Орлов
IN OR OUT

Роджер Палмер
КРАТКИЕ ХРОНИКИ

Александр Пономарев
ВОРОТА

Александр Попадин
БИНАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ГОРОДА К

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ
БЫКИ
В СТРУЕ (сезон фонтанов)
ДЕВЯТКА
ВСЕ ТАМ БУДЕМ
ОТРЫВКИ ИЗ СИМФОНИИ ДЛЯ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ "ИВАНОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ"
ПО ДОРОГЕ, ПО БРУСЧАТКЕ…
ПУТЬ ГИДРАНТА
ВОДОПАД "БОЛТ ГЕРАКЛА"
ВСЕПОГОДНЫЕ КАЛИНИНГРАДЦЫ
МЕЖЕВЫЕ КАМНИ И ПОГРАНИЧНЫЕ СИМВОЛЫ
МОСКВИЧИ ВИСЯТ
РАКЕТА
ОСВЕЩЕННЫЙ ДОМ СОВЕТОВ

Дали Руст
БЕЛАЯ ЧАЙКА НАД ГОРОДОМ. СИМВОЛЯ СТАРОГО НОВОГО ГОРОДА

Ольга Сезнева
БЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАЛИНИНГРАДА

Александр Сологубов
КУЛЬТУРА В "ЧУЖОМ ПРОСТРАНСТВЕ": В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ - КАЛИНИНГРАД
ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОГО СЛОВАРЯ
МИКРОТОПОНИМЫ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
КАНТ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК
ДОМ СОВЕТОВ
СТРАНА ПЕНСИОНЕРОВ, ИЛИ НЕМЦЫ
ЯНТАРЬ
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
ЖИЗНЬ И ЯЙЦА (зарисовка о трамвае)
ПАРК КАЛИНИНА
ПАМЯТНИКИ
МИСТИКА
ПЕЧКИ
НАСТРОЕНИЕ ЧЕМОДАННОЕ
Джоанна Сэнделл
СЛЕДУЯ ЗА ГРЕЗОЙ

Ростан Тавасиев
КИРПИЧИКИ

Евгений Уманский, Karpenko-Karpenko КАТЯНАСТЯ
Евгений Уманский
ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ

ХАНУКА
Джон (Крейг) Фримен, Грегори Ульмер
ВООБРАЖАЕМЫЙ КАЛИНИНГРАД: СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА

Берт Хоппе СЛЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ
Мартин Хюттель
КВЕРЦ

Елена Цветаева
FOLK GRAFFITI

БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
КОШКИ КЁНИГСБЕРГА
БЕРЛИНКА: ОТ ЭПИЧЕСКОГО ДО БАНАЛЬНОГО. Интервью с Валерием Бугровым
Елена Цыганкова
ДИКИЙ ЗАПАД РОССИИ

Иван Чечот
ГЕНИЮ МЕСТА КАЛИНИНГРАДА И КЁНИГСБЕРГА

ВОКЗАЛ И ВХОД В ГОРОД КАЛИНИНГРАД
МОСТЫ И "ЗАПАХ ПРЕГЕЛЯ"
СОБОР И КАНТ ДЛЯ ВСЕХ, ИЛИ СТРАШЕН ЛИ БОГ БЕЗ МОРАЛИ
КРОНПРИНЦ
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
ДОМ ТЕХНИКИ: ВОССОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАСЛЕДИЯ
ФОНТАН ГАУЛЯ
ПРОГУЛКА ПО ЦЕНТРУ
Ингеборг Штрёбль
ЖИВОТНЫЕ В КАЛИНИНГРАДЕ И ОДНА МОЗАИКА





Раскопки на месте Королевского замка. Фото Д. Вышемирского, 2005

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ

Из истории потерянных и найденных памятников культуры


Авенир Овсянов / Калининград, Россия


Кёнигсберг являлся не только столицей Восточной Пруссии, но и главным музейным городом провинции, обладавшим многочисленными художественными собраниями. Они были сосредоточены в Орденском замке, в сокровищнице башни "Врангель", в университете "Альбертина" и его институтах, в Музее искусств и ремесел, в Академии художеств, на Государственной янтарной мануфактуре, в соборе на Кнайпхофе, в кирхах и т.д. Средоточиями культурных ценностей были многочисленные усадьбы, сельские и городские кирхи, частные музеи и янтарные мастерские.

Где же все это сейчас? Каковы судьбы известных музеев, библиотек и художественных собраний? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет, а сама тема еще ждет более скрупулезного расследования.

Конечно, можно предположить, что все музейные экспонаты были заблаговременно вывезены в центральные районы Германии. Однако анализ фондов восточно-прусских музеев в городах Дуйсбурге, Люнебурге, Геттингене и других, сравнение их с довоенными каталогами Кёнигсберга указывает на отсутствие там основных собраний Кёнигсберга.

Естественно, часть из них погибла во время бомбежек в местах первоначального хранения, при транспортировке и перемещении, многое было похищено и оказалось в частных руках. Но где же остальные ценности?

Документы, которыми располагает отдел по поиску культурных ценностей Научно-производственного центра по учету, охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, позволяют частично ответить на этот вопрос и даже классифицировать пути перемещения художественных собраний, отдельных памятников и книжных коллекций. Исследовать пути перемещения культурных ценностей очень непросто из-за послевоенной практики учета предметов духовного наследия народов в тоннах, штуках, рулонах, мешках и потребных вагонах. Вот некоторые примеры.

Летом 1945 года из Кёнигсбергской Академии художеств вывозились на восток картины и рисунки старых мастеров (Микеланджело, Буасье, Джусти, Камбиазо, Альбани и другие). В акте на передачу их в ГМИИ имени Пушкина (г. Москва) указано только количество - 139 (там они хранятся сегодня.- Прим. ред.)

Более трагичной оказалась судьба культурных ценностей, которые были сосредоточены в орденском замке Кёнигсберга. Те из них, которые не успели укрыть в подвалах и вывезти в городские убежища, форты и господские имения, были уничтожены в результате бомбардировки англо-американской авиацией. В пламени пожаров погибли экспонаты Минского музея - картины XVIII века, фарфор петербургских заводов, берлинский фарфор, старинная мебель и образцы изобразительного искусства советского периода. Тогда же была уничтожена часть Янтарной комнаты. Вывезенные из замка в форт № 3 экспонаты музея "Пруссия" были разграблены там летом 1945 года. Только некоторые экспонаты, которые не привлекли внимание грабителей, были обнаружены в толще насыпного грунта в 1999 - 2001 годах. Большая часть культурных ценностей была найдена в подвалах замка во время его разборки в 50-х - 70-х годах XX века.

Значительное количество культурных ценностей было найдено летом 1945 года профессором А.Я. Брюсовым, сотрудником Исторического музея и членом бригады по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР. Все они были упакованы в 60 ящиков. При этом 25 предназначались для отправки в Москву, остальные предполагалось оставить для местного краеведческого музея.

Среди сотен экспонатов находились: рельефы на дереве эпохи Дюрера и мастерской Вероккио, картины Циганелли, Люлена Лантье, русских художников князя Гагарина, Филиппова, Дементьева и многих неизвестных мастеров, скульптурные группы С. Кауэра и А.Гауля, фаянс XVII - XVIII вв., фарфор Мейсена, Берлина, Санкт-Петербурга, Китая, Англии, японские художественные изделия, мраморные бюсты работы Адольфо Вильдта (1868 - 1931), церковная утварь из драгоценных металлов и цветное стекло ХУ1-Х1Х веков. В числе найденных были экспонаты из Киева, Днепропетровска и польских музеев.

Трагичной была судьба и этих экспонатов. Оформив положенные перевозочные документы, А.Я. Брюсов сдал 60 ящиков с ценностями под охрану военным в здании бывшего Государственного архива Кёнигсберга (ныне областная научная библиотека). Найденные ценности по назначению не прибыли. Исследования показали, что и они были расхищены осенью 1945 года. Не удалось сохранить и ценности, предназначенные для местного музея. Подробное содержимое упакованных ящиков удалось установить только в 1994 году.

В первые послевоенные месяцы в поверженном Кёнигсберге работала бригада Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР под руководством Т.А. Беляевой. Основную часть находок бригады составили библиотечные коллекции. Среди них были сочинения арабского врача и философа XI в. Авиценны, кантовские собрания, "библиотека индика" (книги по индологии.- Прим. ред.), личная коллекция директора Кёнигсбергского государственного архива доктора Макса Хайна, первопечатные и старопечатные книги, архивы старинного прусского рода Дона (ХV - ХVI вв.), часть библиотеки Валленродта и университета "Альбертина".

Здесь же находились Евангелия, альбомы, гравюры, инкунабулы, печатные раритеты и каталоги всех Кёнигсбергских музеев, а также издания трудов Овидия, Витрувия, Гомера и других античных авторов.

Нынешнее местонахождение этих "трофеев" установлено лишь частично. Так, уникальные книги Валленродтской библиотеки были рассредоточены по библиотекам Москвы, Ленинграда, Новосибирска и Воронежа.

Коллекции Кёнигсбергского университета "Альбертина" и его институтов оказались в научной библиотеке Воронежского государственного университета. Библиотека военного и государственного деятеля прусского государства, обнаруженная советскими "искателями" летом 1945 года в населенном пункте Вальдау (Низовье), в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Наиболее существенные культурные ценности были вывезены из Кёнигсберга в 1945 году бригадой Комитета по делам искусств, руководимой Н.Ю. Сергиевской. В "отчетах" этой бригады встречаются следующие "описания": "ХVII век. Серебро - 21, бронза - 12, фарфор - 14, фаянс - 25, хрусталь - 2, цветное стекло - 5, мрамор - 2, картины - 14, прочее - 21". Подобная "научная обработка" духовного наследия характерна для всех групп, экспедиций и бригад, работавших в послевоенном Кёнигсберге.

На недавно прошедшем в Калининграде семинаре по янтарю наши коллеги из Польши и Германии говорили о наличии у них на хранении тысяч уникальных янтарей с инклюзами. Мы же, обладатели самого большого в мире месторождения янтаря, этим похвастаться не могли. А ведь большая часть всемирно известной Кёнигсбергской коллекции янтаря геолого-палеонтологического института "Альбертины" была найдена в июньские дни 1945 г. профессором А.Я. Брюсовым на бывшей улице Ланге райе (ныне ул. Барнаульская). Эта коллекция насчитывала 110 000 уникальных янтарей.

Точно известно, что директору института Карлу Андрэ удалось вывезти в город Геттинген в феврале 1945 года только 17000 образцов. А где же остальные, о которых профессор А.Я. Брюсов лаконично сообщает в акте: "Собрание образцов янтаря всего мира, как одно из лучших собраний такого рода, подлежит, несомненно, отправке в Москву". Исследования последних лет показали, что и эти янтари в Москву не прибыли, а были расхищены еще в первые послевоенные месяцы в Кёнигсберге.

Большое количество культурных ценностей было вывезено из Кёнигсберга различными трофейными командами, полевыми конторами Госбанка, финотделами и политотделами частей и соединений, подразделениями военнослужащих и командирами всех степеней, а также первой "волной" переселенцев. Судьбу их мы, вероятно, не узнаем никогда.

Многие культурные ценности находятся в частных коллекциях, изредка поступают в антикварные магазины, являясь предметами купли и продажи. Предметы духовного наследия, в том числе и вывезенные в Кёнигсберг из оккупированных областей Советского Союза, до сих пор "украшают" жилые дома, служебные помещения, штабы воинских частей и учреждений. В разные годы на торги в Калининграде и других городах России выставлялись фолианты из библиотеки Валленродта, даже картины из Дрезденской галереи (а они тоже имеют Кёнигсбергский "след"), фигурки купидонов из музея Природы Кёнигсберга, книги университетской библиотеки, парковая и дворцовая скульптура, геологические и нумизматические коллекции, уникальные сервизы (в том числе и из замкового ресторана "Блютгерихт") и многое другое.

Только незначительная часть всего вышеназванного попала в Калининградский историко-художественный музей. Процесс перемещения художественных ценностей Кёнигсберга продолжается и поныне.

Поиск культурных ценностей в Кёнигсберге, а затем и в Калининграде был начат в середине апреля 1945 года, сразу после штурма Кёнигсберга, и ведется с некоторыми перерывами по настоящее время.

К сожалению, эта работа никогда не была приоритетной для государства. Ее отличало многие годы обычное кладоискательство, дублирование, отсутствие какого-либо координирующего и контролирующего органа, многократный повтор, случайность поисковых объектов, слабые техническая и транспортная оснащенность, а также отсутствие финансовой и, что особенно важно, правовой базы.

Экспедиции работали в "секретной" Калининградской области, были сами секретными, да и архивы, которые содержали сведения о перемещенных культурных ценностях, были недоступны для исследователей.

И все же поиск утраченных культурных ценностей продолжается. Объектами искателей являются старые фортификационные сооружения, замки, убежища и бункеры, бывшие господские дома, рассекреченные архивы, частные коллекции и антикварные магазины России. Только за последние годы были найдены экспонаты кёнигсбергского музея "Пруссия", выявлено местонахождение сотен картин, считавшихся утраченными, извлечены из подземелья архивы Верховного командования германской армии времен Великой Отечественной войны и многое другое.


Раскопки на месте Королевского замка. Фото Д. Вышемирского, 2005


версия для печати | [ENGLISH] | [ПО СОДЕРЖАНИЮ] | [НА ГЛАВНУЮ] | [КФ ГЦСИ]