От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ

Башня Кронпринц. Проекты студентов Архитектурного факультета Технического университета г. Брауншвайга (Германия) для Государственного центра современного искусства
FA+ (Ингрид Фальк и Густаво Агуэрре)
МИФИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КАЛИНИНГРАДА

SKART
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

Вольфганг Айхведе
КАЛИНИНГРАД В 2020 ГОДУ - НЕ СОВСЕМ ВЫМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ

Артем Адвокат
ГРАФФИТИ

Анатолий Бахтин
неКРАСИВЫЙ КЁНИГСБЕРГ

ЗАБЫТЫЙ КАНТ И КАНТ-БРЭНД В КЁНИГСБЕРГЕ
Марк Борозна
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ & ТЕНИ В РАЙОНЕ АЛЬТШТАДТА

ЗАЖЖЕМ ХРУСТАЛЬ КАЛИНИНГРАДА
Калле Бролин, Кристина Мюнтцинг
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ МЕСТО

Дмитрий Булатов, Павел Савельев
АЦЕФАЛ. ОПТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Олег Васютин
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Агнешка Володько
ЖИЛЫЕ ЕДИНИЦЫ

Марек Володько
ВСЛЕД ЗА БЕЗМОЛВНЫМИ СЛОВАМИ

Эрика Вольф
НЕВЕСТЫ КАНТА. ФОТО-ХРОНОТОП В ЖАНРЕ РЕДИ МЕЙД

Петер Вунш
КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД. ВКУС МАРЦИПАНА

Лана Вышемирская
СКУЛЬПТУРА "ДЕВУШКА"

Дмитрий Вышемирский
СКУЛЬПТУРА "ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА"

Елена Гладкова
FORMA URBIS. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Илья Дементьев
ГЛУБОЧАЙШАЯ ТАЙНА ОДНОГО КЁНИГСБЕРГСКОГО ЮРИСТА. ГОФМАН

Игорь Захаров-Росс
ВИННЫЙ ПОГРЕБ

Игорь Исаев, Дмитрий Демиденко
КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ

Евгений Казанник
ПОРТ

Ирина Кожевникова
ЗООПАРК

ПАМЯТНИК 1200 ГВАРДЕЙЦАМ В КАЛИНИНГРАДЕ
ТРАДИЦИИ
Андерс Крюгер
ДО ГОРОДА

КудаБегутСобаки
ЛЕГЕНДА О ПЯТИ МАЛЕНЬКИХ УЛЬРИХЕН И ПАРОМЩИКЕ АНДРЕ

Ольга Лопухова
МОГИЛА КАНТА

Мануэла
НАТАША ПОТЕРЯШИНА. Интервью

Вернер Меллер
ГОРОД САМЫХ СМЕЛЫХ ФАНТАЗИЙ

Андрей Монастырский, Сабина Хэнсген
ПУСТОЙ ЦЕНТР К.

Павел Настин
ДВОР-КОЛОДЕЦ

Авенир Овсянов
БАСТИОНЫ В АЛМАЗАХ И ИЗУМРУДАХ

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ. Из истории потерянных и найденных памятников культуры
МОСТ, КОТОРЫЙ "РУССКИЕ ТАК И НЕ СМОГЛИ СВЕСТИ"
Валерий Орлов
IN OR OUT

Роджер Палмер
КРАТКИЕ ХРОНИКИ

Александр Пономарев
ВОРОТА

Александр Попадин
БИНАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ГОРОДА К

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ
БЫКИ
В СТРУЕ (сезон фонтанов)
ДЕВЯТКА
ВСЕ ТАМ БУДЕМ
ОТРЫВКИ ИЗ СИМФОНИИ ДЛЯ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ "ИВАНОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ"
ПО ДОРОГЕ, ПО БРУСЧАТКЕ…
ПУТЬ ГИДРАНТА
ВОДОПАД "БОЛТ ГЕРАКЛА"
ВСЕПОГОДНЫЕ КАЛИНИНГРАДЦЫ
МЕЖЕВЫЕ КАМНИ И ПОГРАНИЧНЫЕ СИМВОЛЫ
МОСКВИЧИ ВИСЯТ
РАКЕТА
ОСВЕЩЕННЫЙ ДОМ СОВЕТОВ

Дали Руст
БЕЛАЯ ЧАЙКА НАД ГОРОДОМ. СИМВОЛЯ СТАРОГО НОВОГО ГОРОДА

Ольга Сезнева
БЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАЛИНИНГРАДА

Александр Сологубов
КУЛЬТУРА В "ЧУЖОМ ПРОСТРАНСТВЕ": В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ - КАЛИНИНГРАД
ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОГО СЛОВАРЯ
МИКРОТОПОНИМЫ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
КАНТ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК
ДОМ СОВЕТОВ
СТРАНА ПЕНСИОНЕРОВ, ИЛИ НЕМЦЫ
ЯНТАРЬ
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
ЖИЗНЬ И ЯЙЦА (зарисовка о трамвае)
ПАРК КАЛИНИНА
ПАМЯТНИКИ
МИСТИКА
ПЕЧКИ
НАСТРОЕНИЕ ЧЕМОДАННОЕ
Джоанна Сэнделл
СЛЕДУЯ ЗА ГРЕЗОЙ

Ростан Тавасиев
КИРПИЧИКИ

Евгений Уманский, Karpenko-Karpenko КАТЯНАСТЯ
Евгений Уманский
ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ

ХАНУКА
Джон (Крейг) Фримен, Грегори Ульмер
ВООБРАЖАЕМЫЙ КАЛИНИНГРАД: СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА

Берт Хоппе СЛЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ
Мартин Хюттель
КВЕРЦ

Елена Цветаева
FOLK GRAFFITI

БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
КОШКИ КЁНИГСБЕРГА
БЕРЛИНКА: ОТ ЭПИЧЕСКОГО ДО БАНАЛЬНОГО. Интервью с Валерием Бугровым
Елена Цыганкова
ДИКИЙ ЗАПАД РОССИИ

Иван Чечот
ГЕНИЮ МЕСТА КАЛИНИНГРАДА И КЁНИГСБЕРГА

ВОКЗАЛ И ВХОД В ГОРОД КАЛИНИНГРАД
МОСТЫ И "ЗАПАХ ПРЕГЕЛЯ"
СОБОР И КАНТ ДЛЯ ВСЕХ, ИЛИ СТРАШЕН ЛИ БОГ БЕЗ МОРАЛИ
КРОНПРИНЦ
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
ДОМ ТЕХНИКИ: ВОССОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАСЛЕДИЯ
ФОНТАН ГАУЛЯ
ПРОГУЛКА ПО ЦЕНТРУ
Ингеборг Штрёбль
ЖИВОТНЫЕ В КАЛИНИНГРАДЕ И ОДНА МОЗАИКА




ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА


Олег Васютин / Калининград, Россия


"Каждый наш исторический город, - писал в своих "Заметках об архитектуре" академик Д.С.Лихачев, обладает индивидуальным лицом, красив по-своему. Но красоту нужно разгадывать. Она не дается прямо в руки".


Данная тема является составной частью фундаментальных исследований морфологии историко-архитектурной среды Кёнигсберга-Калининграда, определению смыслов возникновения и закономерностей развития его городских пространств, а также возможностях их градостроительной адаптации уже в современных условиях. Ведь, несмотря на более чем полувековую "нашу" историю в данном МЕСТЕ, мы так и не смогли расшифровать генетический код исторического города, и до сих пор это является для нас актуальной нерешенной проблемой.

В градостроительной анатомии Кёнигсберга-Калининграда особое место занимает математическая культура. Речь идет о композиционном моделировании городского пространства как формы, через математический или геометрический символ-знак, в результате чего происходит наполнение данной планировочной конструкции большей уверенностью, максимальной определенностью и энергетикой.

Что мы знаем, например, о египетских пирамидах? Ну, во-первых, конечно же они большие, их три, "треугольные"… Это, так сказать, первые впечатления. Но когда мы узнаем, что они и расположены в определенной закономерности по отношению друг к другу, наше первоначальное восприятие изменяется, и мы уже видим, что они обладают еще и некой магической силой, которая заключена в математическом законе их расстановки.

Рис. 1.

План расположения пирамид (Хеопса, Хефрена и Микерина) в Гизе.

( III тыс. лет до н. э.)


Древние очень хорошо понимали этот эффект восприятия пространства-формы. Поэтому в свое время было целым событием появление теоремы Леонарда Эйлера "о семи кёнигсбергских мостах". Горожане очень хорошо понимали культурную ценность этой математической композиции. И можно предположить, что отцы Кёнигсберга очень бы подумали, прежде чем, например, строить восьмой мост, так как в результате пропала бы эта магия числа-формулы, и город лишался бы уникальной достопримечательности - материализованного примера из высшей математики.

Кёнигсберг славился своей математической культурой, можно вспомнить такие имена как Фридрих Бессель, Давид Гильберт, Карл Густав Якоби, а также двух нобелевских лауреатов: по физике - Вильгельма Вина и по химии - Отто Валлаха. А так как потенциал и уровень развития точных наук в Кёнигсберге был чрезвычайно высок, то вполне логично предположить, что математическая культура проникала и в градостроительную культуру Кёнигсберга.

Общеизвестно, что каждый город стремится чем-то выделиться и тем самым повысить свой престиж. Обычно это делается через создание его художественного образа: ансамбли, архитектурные памятники, парки и т.д. В Кёнигсберге же эта эмоционально-эстетическая выразительность сформировывалась с непосредственным участием математики и геометрии. В конце XIX века европейское градостроительство испытывало существенный кризис идей, о чем писал в своем труде "Художественные основы градостроительства" известный теоретик и архитектор Камилло Зитте. Кёнигсберг же блестяще решал крупные задачи по образованию новых городских пространств, обратившись к уникальному феномену, рожденному формулой Эйлера "о семи мостах" и продолжая эту традицию в организации общественной городской среды, смог создавать в тот период качественные архитектурно-градостроительные ансамбли самого высокого профессионального уровня.

Известны, по крайней мере, три заложенных в конце XIX - начале XX века ансамбля, представляющих собой уникальные памятники градостроительного искусства и отличающиеся яркой индивидуальностью.

Рис. 2.

Живописная планировка Амалиенау, созданная в результате проектного моделирования места, на которое "посажена" кирха Луизы (ныне кукольный театр), с системой осей прилегающих улиц, главной аллеи парка Луизенваль и застройки по ул. Красной, на основе равностороннего треугольника (АВС). Градостроительный модуль (М) равен 30 метрам. Архитектор Фридрих Хайтманн.

Рис. 3.

Начальный этап развития архитектурно-градостроительного ансамбля Ринга и площади Ганзы (площадь Победы).В основу синтеза составных частей и композиционных элементов данного ансамбля заложена веерная схема перетекающих пространств (R, R+A) с общим исходящим центром (С), а также гармонический ряд Люка соответствующий числам 1, 3, 4, 7, 11, …, заложенный в размерах фасадов зданий КГТУ, Северного вокзала и пространственных членениях площади. Градостроительными модулями являются 12? углы разворотов регулирующих осей и ширина Ринга, равная 120 метрам.

Рис. 4.

План организации архитектурно-градостроительного ансамбля площади Южного вокзала по проекту 1930 г. В качестве главного планировочного элемента выступает длина фасада здания вокзала (М), равная 85 метрам. В результате панорамность восприятия, регулярность построения и замкнутость периметра должны были являться основными художественно-эстетическими критериями будущего ансамбля привокзальной площади.


Можно говорить о своеобразной архитектурно-градостроительной школе, сложившейся в то время в Кёнигсберге, которая и вызвала к жизни данное явление, уровень и качество которого для нашего города трудно переоценить. Ведь это все то немногое, что осталось от исторического образа города, наряду с Кафедральным Собором, зеленым поясом Эрнста Шнайдера, районом особняков, фортами - воротами и некоторыми отдельными зданиями. В советское и последующее время эти начатые ансамбли, о которых никто даже и не подозревал, не были востребованы и не получили должного развития, так и оставшись незаконченными. В результате прервалась связь времен и не случилась профессиональная преемственность в архитектуре города.


*

Вообще на протяжении всей его более чем семивековой истории Кёнигсберг - Калининград постоянно тянуло к регулярности. Сначала это выразилось в выборе места города в лучших витрувианских традициях, с фиксацией точки отсчета - его нулевой координаты - посредством закладки в 1255 году замка и ориентировкой его на Рим и о. Мальта, что полностью соответствовало латинской метафизике того времени.

Затем появились регулярные "гипподамовые" планы трех ганзейских городов - Кнайпхофа, Альтштадта, Лебенихта, возникшие по типу римских военных городов II века н. э., таких как Ламбезис, Тимгад, Гераса, с главным крестообразным пересечением основных улиц - "декуманус максимус" и "кардо", что соответствовало улицам Ланггассе (Московский проспект) и Кнайпхофише Лангассе (Ленинский проспект).

В эпоху Ренессанса, с последующим объединением трех средневековых городов в один Кёнигсберг, город подчиняется регулярной форме кольца вальных укреплений, которое и рассчитывается по всем законам фортификационного искусства того времени, находящегося в эстетике математической культуры Возрождения.

В конце XIX - начале XX века, в результате создания нового оборонительного пояса фортов, происходит фиксация уже следующего масштаба города, с включением в его состав бывших предместий Амалиенау и Марауненхоф и градостроительной инновацией на этих территориях уже в новой идеологии "города-сада", в основе которой лежит традиция регулярного английского "города-сада" Э.Говарда.

В 1910 году в результате сноса части старых вальных укреплений происходит градостроительное соединение двух "городов " - старого внутреннего города в пределах кольца вальных укреплений и нового, внешних районов, уже достигших параметров самостоятельных образований - посредством создания в местах этих соединений архитектурно-градостроительных ансамблей нового стилевого типа. Эти ансамбли, представленные выше (рис.3,4), были решены на основе регулярных планировочных конструкций и соответствуют уже новой генетике кубизма (оптическая революция), представляют собой переход от югендстиля к стилю Баухауз.

Чрезвычайно интересны также проектные Кёнигсберг 30-х и Калининград 50-х годов, которые не были воплощены, но представляют собой несомненную ценность, так как показывают культуру отношения к городу в радикальных условиях своего развития. Это период демонстрации "силы - мощи" двух государств в подходе к созданию "формы-стиля " городского пространства в различных условиях государственно-тоталитарных режимов. Градостроительные масштабы этих генпланов равноценны и находятся в пропорциях достаточных, чтобы полностью изменить облик, характер и статус города. Общность градостроительных культур двух государств состоит в упорядочивании - регулировании формы города, стремлении к некоторой идеальности и символичности ее звучания, в этом отношении они близки по духу. Различия же находятся в методологиях проектного подхода. Немецкий проектный период характеризуется преемственностью и дальнейшим, уже устойчивым развитием идеи полицентризма в историко-культурной градостроительной традиции символизма латинского креста. Его генетический код - это продолжение имперско-римской традиции. Тогда как советская проектная культура - это изменение (замена) архитектурно-градостроительного символического ряда и возврат к моноцентризму радиально-кольцевой градостроительной системы, генетический код которой - это "колониальный" по типу перенос градостроительных форм Москвы и Петербурга в Кёнигсберг-Калининград.

Рис. 5.


План реконструкции Кёнигсберга. 1938 г

Рис. 6.

План реконструкции Калининграда. 1950-е г.г.


Завершившаяся эпоха советской архитектуры (советский модернизм) оставила после себя удручающее наследие в виде сомнительных ценностей, негативного опыта, нерешенных проблем, и она все еще не прекратила дальнейшего насилия над городом. Поэтому проблема лежит, прежде всего, в культурологическом подходе к архитектуре, как неотъемлемому элементу человеческой культуры, одновременно и материальной и духовной, но прежде всего - в понимании Калининграда как исторического города европейской культуры, в понимании его региональности, которая, как известно, всегда развивается на основе преемственности предыдущих этапов.

Все это очень важно и для понимания выбора будущих путей дальнейшего развития города. И, по всей видимости, по крупному, их существует только три.

Первый, всем известный, заключается в продолжении строительства Калининграда как искусственного, совершенно абстрактного, никак не связанного с местной региональной спецификой города, во всех смыслах агрессивного, прежде советского, а теперь уже русского форпоста на Балтике. В данном случае внешние и внутренние условия вполне можно заранее спрогнозировать - все интеграционные пути для нас закрыты, а постоянная сложность и напряженность такого положения будет забирать большую часть внутренних ресурсов, в результате - тупик.

Второй путь заключается в возрождении старого Кёнигсберга, что невероятно проблематично, архаично… и отдает неким детским максимализмом. Об этом помечтать, конечно же, можно, но кроме, наверное, частных случаев фрагментарной имитации былого серьезно этот путь нет смысла рассматривать.

И вот третий путь. Мы фиксируем культурную уникальность нашего города в ряду многих исторических городов России и Европы и объявляем о гармонической преемственности городов Кёнигсберг - Калининград. В каком виде это будет сделано, покажут уже профессиональные концепции и технологии развития, которые в этом случае уже, несомненно, будут опираться на историко-культурную составляющую города и региона.

И как составной частью и одним из элементов данной идеи преемственности городов Кёнигсберга и Калининграда, несомненно, может стать уникальная математическая градостроительная цивилизация, существовавшая ранее в Кёнигсберге, а также сам эффект (феномен) ее продолжения в архитектуре и градостроительстве Калининграда.


версия для печати | [ENGLISH] | [ПО СОДЕРЖАНИЮ] | [НА ГЛАВНУЮ] | [КФ ГЦСИ]