От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ

Башня Кронпринц. Проекты студентов Архитектурного факультета Технического университета г. Брауншвайга (Германия) для Государственного центра современного искусства
FA+ (Ингрид Фальк и Густаво Агуэрре)
МИФИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КАЛИНИНГРАДА

SKART
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

Вольфганг Айхведе
КАЛИНИНГРАД В 2020 ГОДУ - НЕ СОВСЕМ ВЫМЫШЛЕННАЯ ИСТОРИЯ

Артем Адвокат
ГРАФФИТИ

Анатолий Бахтин
неКРАСИВЫЙ КЁНИГСБЕРГ

ЗАБЫТЫЙ КАНТ И КАНТ-БРЭНД В КЁНИГСБЕРГЕ
Марк Борозна
МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ & ТЕНИ В РАЙОНЕ АЛЬТШТАДТА

ЗАЖЖЕМ ХРУСТАЛЬ КАЛИНИНГРАДА
Калле Бролин, Кристина Мюнтцинг
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ МЕСТО

Дмитрий Булатов, Павел Савельев
АЦЕФАЛ. ОПТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Олег Васютин
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Агнешка Володько
ЖИЛЫЕ ЕДИНИЦЫ

Марек Володько
ВСЛЕД ЗА БЕЗМОЛВНЫМИ СЛОВАМИ

Эрика Вольф
НЕВЕСТЫ КАНТА. ФОТО-ХРОНОТОП В ЖАНРЕ РЕДИ МЕЙД

Петер Вунш
КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД. ВКУС МАРЦИПАНА

Лана Вышемирская
СКУЛЬПТУРА "ДЕВУШКА"

Дмитрий Вышемирский
СКУЛЬПТУРА "ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА"

Елена Гладкова
FORMA URBIS. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Илья Дементьев
ГЛУБОЧАЙШАЯ ТАЙНА ОДНОГО КЁНИГСБЕРГСКОГО ЮРИСТА. ГОФМАН

Игорь Захаров-Росс
ВИННЫЙ ПОГРЕБ

Игорь Исаев, Дмитрий Демиденко
КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ

Евгений Казанник
ПОРТ

Ирина Кожевникова
ЗООПАРК

ПАМЯТНИК 1200 ГВАРДЕЙЦАМ В КАЛИНИНГРАДЕ
ТРАДИЦИИ
Андерс Крюгер
ДО ГОРОДА

КудаБегутСобаки
ЛЕГЕНДА О ПЯТИ МАЛЕНЬКИХ УЛЬРИХЕН И ПАРОМЩИКЕ АНДРЕ

Ольга Лопухова
МОГИЛА КАНТА

Мануэла
НАТАША ПОТЕРЯШИНА. Интервью

Вернер Меллер
ГОРОД САМЫХ СМЕЛЫХ ФАНТАЗИЙ

Андрей Монастырский, Сабина Хэнсген
ПУСТОЙ ЦЕНТР К.

Павел Настин
ДВОР-КОЛОДЕЦ

Авенир Овсянов
БАСТИОНЫ В АЛМАЗАХ И ИЗУМРУДАХ

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КЁНИГСБЕРГА В ТОННАХ, ШТУКАХ И МЕШКАХ. Из истории потерянных и найденных памятников культуры
МОСТ, КОТОРЫЙ "РУССКИЕ ТАК И НЕ СМОГЛИ СВЕСТИ"
Валерий Орлов
IN OR OUT

Роджер Палмер
КРАТКИЕ ХРОНИКИ

Александр Пономарев
ВОРОТА

Александр Попадин
БИНАРНЫЕ СОСТОЯНИЯ ГОРОДА К

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ
БЫКИ
В СТРУЕ (сезон фонтанов)
ДЕВЯТКА
ВСЕ ТАМ БУДЕМ
ОТРЫВКИ ИЗ СИМФОНИИ ДЛЯ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ "ИВАНОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ"
ПО ДОРОГЕ, ПО БРУСЧАТКЕ…
ПУТЬ ГИДРАНТА
ВОДОПАД "БОЛТ ГЕРАКЛА"
ВСЕПОГОДНЫЕ КАЛИНИНГРАДЦЫ
МЕЖЕВЫЕ КАМНИ И ПОГРАНИЧНЫЕ СИМВОЛЫ
МОСКВИЧИ ВИСЯТ
РАКЕТА
ОСВЕЩЕННЫЙ ДОМ СОВЕТОВ

Дали Руст
БЕЛАЯ ЧАЙКА НАД ГОРОДОМ. СИМВОЛЯ СТАРОГО НОВОГО ГОРОДА

Ольга Сезнева
БЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАЛИНИНГРАДА

Александр Сологубов
КУЛЬТУРА В "ЧУЖОМ ПРОСТРАНСТВЕ": В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ - КАЛИНИНГРАД
ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОГО СЛОВАРЯ
МИКРОТОПОНИМЫ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
КАНТ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК
ДОМ СОВЕТОВ
СТРАНА ПЕНСИОНЕРОВ, ИЛИ НЕМЦЫ
ЯНТАРЬ
СПИРТНЫЕ НАПИТКИ
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
ЖИЗНЬ И ЯЙЦА (зарисовка о трамвае)
ПАРК КАЛИНИНА
ПАМЯТНИКИ
МИСТИКА
ПЕЧКИ
НАСТРОЕНИЕ ЧЕМОДАННОЕ
Джоанна Сэнделл
СЛЕДУЯ ЗА ГРЕЗОЙ

Ростан Тавасиев
КИРПИЧИКИ

Евгений Уманский, Karpenko-Karpenko КАТЯНАСТЯ
Евгений Уманский
ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ

ХАНУКА
Джон (Крейг) Фримен, Грегори Ульмер
ВООБРАЖАЕМЫЙ КАЛИНИНГРАД: СЕМЬ МОСТОВ КЁНИГСБЕРГА

Берт Хоппе СЛЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ
Мартин Хюттель
КВЕРЦ

Елена Цветаева
FOLK GRAFFITI

БАШНЯ-РЕДАН КРОНПРИНЦ
СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
КОШКИ КЁНИГСБЕРГА
БЕРЛИНКА: ОТ ЭПИЧЕСКОГО ДО БАНАЛЬНОГО. Интервью с Валерием Бугровым
Елена Цыганкова
ДИКИЙ ЗАПАД РОССИИ

Иван Чечот
ГЕНИЮ МЕСТА КАЛИНИНГРАДА И КЁНИГСБЕРГА

ВОКЗАЛ И ВХОД В ГОРОД КАЛИНИНГРАД
МОСТЫ И "ЗАПАХ ПРЕГЕЛЯ"
СОБОР И КАНТ ДЛЯ ВСЕХ, ИЛИ СТРАШЕН ЛИ БОГ БЕЗ МОРАЛИ
КРОНПРИНЦ
ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
ДОМ ТЕХНИКИ: ВОССОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАСЛЕДИЯ
ФОНТАН ГАУЛЯ
ПРОГУЛКА ПО ЦЕНТРУ
Ингеборг Штрёбль
ЖИВОТНЫЕ В КАЛИНИНГРАДЕ И ОДНА МОЗАИКА




ИЗ КАЛИНИНГРАДСКОГО СЛОВАРЯ


Александр Сологубов / Калининград, Россия


1. Идентичность

Скажу сразу, что, по моему мнению, идентичности нет. Поясню: есть только мысленный конструкт, понятие, а реального предмета нет. Кто думает иначе, впадает в ошибку гипостазирования. Реальной является идентификация. Идентификация (ср. лат. identificare отождествлять) - в психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом. В социологической и социально-психологической литературе этот термин приобрел более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражательное поведение, а с другой - особенно в исследованиях личности - эмоциональное слияние с объектом. Тема политизирована и продаваема: "мы наблюдаем сплошь и рядом, с какой быстротой под те или иные политические и экономические размежевания подверстывается идеологическая база, как противостояние интересов перетолковывается в противостояние идентичностей" (В. Малахов). Тексты по теме "идентичность" поставляются тремя группами производителей: СМИ, ученые и "рядовые граждане". СМИ радикальны в суждениях. Здесь преобладает упрощенная риторика и невысокое качество текстов. Однако то, что тиражируется, есть "совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола" (слова А. Ф. Лосева о мифе). "Научный дискурс", который ведут специалисты, довольно эзотеричен. Высказываются здесь представители разных дисциплин. Непременными топосами являются: сложность, противоречивость феномена Калининградской области. Здесь своя риторика, свои аргументационные ходы. Однако "интеллектуальные конструкции по поводу политической действительности, как то ни обидно самим интеллектуалам, не определяют эту действительность, а определены ею" (В. Малахов).


Е. Уманский. Фото из проекта "Folk Graffiti", 2000-2005

"Рядовые граждане" облюбовали теперь, кроме рубрики "Письмо в редакцию", также и Интернет. Высказать публично - в Интернете - своё мнение не составляет проблем. Один из авторов восклицает: "Могу обнародовать любую идею, самую абсурдную, не вытаптывая кабинетов издателей и не слушая нытья редакторов".

Лейтмотив местной дискуссии об идентичности - это отличие местного жителя, особенно родившегося здесь, от "коренного" россиянина. Как замечает К. Лоренц, отчаянный поиск своей принадлежности, проблема идентичности - это симптомы расстройства в передаче культурной традиции. В современных текстах представлен целый спектр мнений: от полного отрицания специфики до утверждения о совершенном отличии местных жителей от остальных россиян. Тексты безлики, аргументы и образы кочуют из одного в другой, многократно воспроизводятся и видоизменяются. Они рассеяны в местном сообществе. Попробуем немного этот "винегрет":


…Калининградцы пытаются понять: кто они? Просто сброд, занесенный в эту часть страны разными ветрами и судьбами. Или уже существуют на этой территории свои традиции и формируется некая культурная общность, особый сплав прусского с русским…


…Мы все тут - сброд, люди без корней…


…Народ здесь большей частью никакой, "нормальный" (мелкий, пошлый и жестокий на уровне заурядной нормы), и на его фоне "беспричинные люди" - пьяницы, бездельники, сумасшедшие, преступники - видятся чуть ли не романтическими героями…


…В Калининградской области, по моим раздумьям, должно проживать самое качественное население нашей страны, а может, и всей планеты. ... поселили на самый западный форпост СССР, конечно же, самых проверенных и неглупых, морально, разврато- и алкоустойчивых… Во-вторых, остатки красивой немецкой архитектуры должны благотворно влиять на умственное и психическое развитие граждан…


…Как жители Восточной Пруссии были названы новым немецким племенем, так и живущее в Калининграде население … сможет быть названо новым русским племенем…


…За послевоенный полувековой период на севере Восточной Пруссии выросло три поколения людей, формирующих собой новый прусский этнос. Скоро естественная территориальная идентификация укрепится в сознании родившихся на этой земле после войны и судьба её окажется в руках людей гордящихся и любящих свою Родину - Восточную Пруссию…


…Новый этнос? Не бывает таких этносов. Мы просто русские, обычные русские, живущие в России…


…Жил себе человек в старом немецком домике… потом взял да отыскал немецкую машину DKW 1938 года … потом раздобыл весьма характерную немецкую шапочку … кто теперь скажет, что бытие не определяет сознание?...


…Абсолютное большинство калининградцев мыслят себя только россиянами…


…Я ведь не русский писатель, а русскоязычный прусский сочинитель. Я пишу на языке, который впитал с молоком матери, но в голове у меня теснятся не матрешки с кокошниками, а развалины замков и сосны на дюнах…


…Очень странный регион … абсолютно немецкий пейзаж встречает вас настоящими немецкими дорогами … по этим дорогам носятся БМВ и Фольксвагены … вдоль дорог постепенно обновляются коттеджи … а на машинах едут... русские вани. И в коттеджах живут русские вани … В Калининграде как бы поставлен интересный эксперимент: кто кого, в конце концов, пересилит - гены или пейзаж?…


Сами люди, живущие в Калининградской области, вполне довольны своим положением. Как ни крути, но они не считают себя русскими. Они считают себя западными русскими. Даже чудом уцелевшие немецкие дома безнадежно обрусели. Зайди в любой подъезд - здесь русский дух, здесь Русью пахнет.


2. Калининградцы коренные - понятие довольно размытое. Чтобы стать коренным, нужно, пожалуй, не только родиться в Калининграде. Нужно, чтобы твой дед приехал в Калининград в героические сороковые. Или, по крайней мере, чтобы твои предки осваивали новую советскую область, а не приехали на все готовое. Нужно, чтобы в рассказах старших уже не упоминалось их прежняя, так сказать, родина. В общем, нужна разветвленная корневая система, идущая и вглубь, и вширь. Самосознание "коренных" испытывает угрозу не только со стороны "Москвы" или "зарубежья", но и со стороны новых переселенцев. Такие тексты появляются в газетах, распространяются миграционными агентствами, занимающимися привлечением в область переселенцев:


…Давно проживающие в регионе люди преимущественно престарелого возраста, количество их ежегодно снижается…


…За последние десять лет анахронизмом стало понятие "коренной калининградец". Коренные калининградцы растворились среди тысяч выходцев из Казахстана, Средней Азии и черт еще знает откуда. Я не знаю статистики, но по тому, что вижу вокруг, уверенно могу сказать: больше половины моих теперешних земляков еще пятнадцать лет назад здесь не жили. А теперь живут…


…Здесь прекрасные, сочувствующие чужому горю люди и перспективные возможности во всех сферах деятельности. Однако не испытывайте иллюзий, многое зависит от Вас; и здесь, в Калининграде, появляются те, кто забыл, что мы, переселенцы - этнические русские, белорусы, украинцы или просто те, кто верит в Россию и любит ее культуру и жизненные устои…


Конечно, подобные заявления не могли не повлечь за собой и реакцию:


…преступность растет за счет приезжих? … Это действительно так…


…за пять лет действия закона об Особой экономической зоне сюда как магнитом притянуло авантюристов со всего СНГ. .... масса людей, которые к Калининградской области не имели никакого отношения… все сюда стремятся, а для нас и наших соседей это создает проблемы.


… для Европы Калининградская область - большая дыра в заборе…


…каким же, на ваш взгляд, должен быть режим въезда в Калининградскую область?…Как это было при СССР. По приглашениям, для воссоединения семьи, в связи с командировкой, по санаторно-курортным путевкам…


3. Терра инкогнита (лат. terra incognita - букв. "неизвестная земля") - незнакомая область; что-л. непонятное, непостижимое.

Словосочетание часто употребляется в отношении Калининградской области. Несмотря на определенную поэтику, за ним стоят вполне реальные вещи. Переселенцы попали в край действительно незнакомый. Климат, почвы, устройство территории и мелиоративной системы, техника, - всё было чуждым и незнакомым, всё предстояло осваивать. Человек чувствовал себя, наверное, в роли своего рода разведчика. Вот несколько выдержек из "Калининградской правды" за 1946 - 1948 гг.:


…Начали готовиться к весне. Узнали, что земля здесь хорошая, но требует удобрений, и к тому же заросла сорняками…


…В окрестностях колхоза было обнаружено три мельницы. На одной из них кузнец Леонид Гурилёв и его помощник Георгий Евстратиков уже установили паровой двигатель. Две других мельницы будут пущены в ход с помощью разысканных колхозниками нефтяных движков…


…Передовики сельского хозяйства области, лучшие бригады и звенья на ещё незнакомой земле вырастили такие урожай, которых не знали немцы. Это - яркое преимущество социалистической системы ведения сельского хозяйства.


…Не они ли забывали об отдыхе, когда надо было отремонтировать невиданную доселе машину …?


Незнание территории и её истории, как это было в первые послевоенные годы, сохранилось на десятилетия. Отрывок из статьи журналистки областной газеты, съездившей в один из райцентров, напоминает донесение лазутчика, побывавшего на незнакомой вражеской территории. Однако, для калининградского читателя такая риторика близка, понятна и допустима:


…Парк этот старинный - возраст выдают деревья [история ещё неизвестна - только деревья, как пленники-"языки", выдают тайну - АС]. Экзотов, так распространённых в нашем крае, здесь почти нет. В основном - липы. Сейчас они стоят голые и серые, как и положено им по ранней весне. Смотрятся липы сиротливо, и весь парк выглядит заброшенным и никому не нужным. … Но что буквально перевернуло душу, так это бассейн, бесхозный и забытый. … Когда тропинка привела меня к "объекту", поверьте, на минуту показалось, это снится. Наверное, такое чувство посещает исследователя, когда нападает он на след какой-то исчезнувшей цивилизации: был город, жили люди, звенел детский смех, а потом … всё засыпало песком времени, всё травой поросло. Чёткая планировка территории, бетонированные площадки … Ну какому городу в области, или, скажем, где-нибудь в средней полосе России снился плавательный бассейн под открытым небом! (Калининградская правда, 1989).


Отлучение от истории допускает возможность полумистических спекуляций об этой земле и её прошлом. Она полна кладов, катакомб, свидетельств неведомой жизни прежних жителей.


…Я даже не удивился бы, встретив в том болоте тираннозавра или говорящую стрекозу размером с трамвай. Пруссия - страна великих загадок… (из газетной публикации, 2001 г.).


На калининградское "от Адама до Потсдама" накладывается еще и советское специфичное отношение к истории и месту, где мы живём. В списке домовладельцев мы увидим скорее "находку для шпиона", чем для историка-краеведа. О своих картах мы знаем, что они плохо соответствуют местности. Мы не знаем свой дом. У нас знать о пространстве - "особая привилегия; неуполномоченное стремление видеть и знать - странно и опасно" (В. Каганский).

Процесс познания, однако, идет, и со временем "terra incognita" превратится в "terra cognita".


4. Форпост (нем. Vorposten) - передовой пункт, опорный пункт.

Форпостом "самая западная" стала сразу, с самого начала своего существования. В "Калининградской правде" первых лет это слово в отношении области встречается довольно часто.

Очень интересно, как видится определённый регион или город извне и изнутри, какие образы употребляются для его характеристики. Возьмём Самару. Какие образы связаны с этим городом? Это, например, "вторая столица России", "Центр России", "русский Чикаго" (апелляция к дореволюционному развитию города), это "космическая столица" (большое число "почтовых ящиков" оборонки) и т. д.

90-е годы породили множество образов Калининграда, как внутреннего производства, так и привнесённых извне. Как только Калининград и область не называли! Образы и связанные с ними мифы активно используются для обоснования практических политических и экономических действий. Среди образов есть давние и уже навечно устоявшиеся, есть только-только рожденные, есть образы-метеоры, жизнь которых не длиннее жизни интернет-странички на сервере.

Приведём здесь некоторые из них, не производя классификации (географические и политические метафоры, метафоры коммунальной квартиры, экономические метонимии и т. д.).


"Балтийское Макао"; "западный Иерусалим России"; "европейский Гонконг"; "новый Вавилон"; "Малая Литва"; "новая Аляска российской истории"; "прусская Аляска", "Сингапур в Европе"; "Страсбург на Балтике";


"Западный редут, противостоящий НАТО"; "непотопляемый авианосец"; "осаждённая территория"; "российский плацдарм в центре Европы"; "военный трофей"; "территориальный символ Второй мировой войны"; "форпост № 1";


"Остров нищеты и экологического бедствия"; "отчаянно бедное и бандитское гнездо"; "погрязший в преступности анклав, где время остановилось"; "самый бандитский вариант Открытой экономической зоны"; "край безработных и честных контрабандистов"; "самый пустынный регион Европы"; "чёрная дыра"; "зона лишения экономической свободы"; "микрокосм всех проблем российского общества"; "пустырь имени дедушки Калинина"; "страна с исчезающим прошлым и неизвестным будущим"; "гробница Кёнигсберга";


"Отрезанный ломоть"; "рай для сепаратистов"; "приманка для реваншистов"; "заблудившийся" анклав, который медленно, но верно "уплывает" из России в Европу";


"Калитка в Европу"; "морские ворота России в Европу"; "тоннель в Европу";


"Место, где спрятана янтарная комната"; "янтарная дыра"; "янтарная кладовая"; "янтарный берег России"; "янтарный край России"; "янтарный фатерлянд";


"Миграционная труба"; "уникальный район либерального передвижения людей";


"Дом без коридоров"; "комната, ключ от которой хранится у соседа"; "самая старая квартира общеевропейского дома";


"Географическая клякса"; "политический фьорд на Балтике"; "автомобильная столица"; "пилотный регион без пилота"; "экспериментальная социально-политическая площадка";


"Российский остров в центре Европы"; "Россия в Европе"; "Русский Land's End"; "наша маленькая Россия"; "страна Калининград"; "изюминка России"; "остров России в море ЕС";


""Могикане" в Евросоюзе";"нелюбимый пасынок" Европы"; "последний европейский осколок советской империи"; "глухая российская провинция посреди Европейского союза"; "регион сотрудничества";


"Чемодан без ручки - нести тяжело и выбросить жалко"; "шило в …ОПЕ? (конечно, мы имели в виду в "Европе")"; "огромное приобретение для России".


Внесу в создание образов и свой вклад. Вообразите: вбиваем вдоль побережья кнехты, вдоль польско-литовской границы копаем ров, цепляем за кнехты корабли Балтфлота, упираемся лопатами в заграницу и полный вперед… Куда?


5. Регерманизация - букв.онемечивание.

С распадом СССР возникли различные слухи, связанные с будущим области. Начинается употребление термина "регерманизация", наполнявшегося разными смыслами: от опасений сельских жителей, что прежние немецкие владельцы вернутся и выкупят свои земли, до предположений о возврате области Германии. Действия немцев в Калининградской области, например, вложения капитала, рассматривались как связанные с возможным возвратом. Мне довелось услышать разговор между работниками в одном (федеральном) учреждении области: "Вот продадут нас какому-нибудь немцу за миллион марок!". Регерманизация повлекла своего рода дегерманизацию. Одной из реакций было принятие в марте 1996 г. "Постановления об охране русского языка на территории Калининградской области", которое запрещало использовать, в частности, "иноязычные наименования, изъятые из официального употребления в связи с созданием Калининградской области в составе Российской Федерации", а также латинский алфавит в названиях всякого рода организаций:


…В нашей области это поветрие [использование иноязычных слов - А.С.] усугубляется стремлением создателей всё новых и новых фирм наречь свои детища обязательно на чужой манер. Особенно заметны потуги использовать немецкие слова и обороты, обыгрывать довоенные названия. Вполне русскоязычный театр рвётся стать "Тильзит-театром"; компания, призывающая калининградцев нести в неё российские рубли, а не рейхсмарки, зовётся "Кёнигсбергом"; самое обычное "жигулёвское", оказывается, лучше варится, если пивзаводу дать имя "Остмарк"; якобы меньше ломаются автобусы с надписью "Кёнигавто"… (Калининградская правда, 1994.)


Дегерманизация витает над областью и сейчас.


6. Сепаратизм (лат. separatus отделенный) - стремление к отделению, обособлению.

Разговоры об особости Калининградской области начались с середины 80-х. Шла речь о различных вариантах: создание автономной республики в составе РСФСР, балтийский кондоминиум (СССР, ФРГ и Польша). Через десять лет появляется очередная тема - идея суверенной Балтийской республики. Дальше - больше.

Сепаратизм - не обыденное слово. О нем не говорят на кухнях и в трамваях. На кухнях и в трамваях говорят о квартплате, о проезде через Литву, о том, как устроить ребенка в детский сад, о ценах на продукты и проч. И я не буду говорить о сепаратизме - есть он или его нет. Для нашей темы это не важно. Интересно то, что говорится о калининградском сепаратизме.

По этому поводу люди у власти, люди в СМИ и некоторые отдельные граждане охотно играют в словесный пинг-понг:


…мы должны образовать четвертую балтийскую республику, - требует сепаратист, - Балтию… лишь только десять процентов жителей хотели бы отделиться от России полностью…


…то, что он отделится, это большая политическая игра. 2-3 процента населения где-нибудь реально поддерживают эту идею. При всех опросах - выше 6-ти никогда не доходило…


…да, геополитические условия накладывают отпечаток на нашу жизнь, на экономику и менталитет населения, однако ни о каком сепаратизме нет и речи…


…иным словом, нежели "сепаратизм", тамошнюю атмосферу назвать непросто…


…настроения части жителей Калининградской области приобретают в последние год-полтора отчётливо выраженную сепаратистскую окраску…


…калининградский сепаратизм - это миф…


…мы знаем настроения людей, и если где-то вы услышите разговоры о том, что в Калининградской области якобы развивается сепаратизм, германизация, то это все чепуха, я
так и прошу, чтобы вы написали - чепуха…

Qui bono? Qui prodest?


версия для печати | [ENGLISH] | [ПО СОДЕРЖАНИЮ] | [НА ГЛАВНУЮ] | [КФ ГЦСИ]